До России докатился антиистеблишментный тренд растущего голосования против правящих элит и партий. Он был усугублен негативной ситуацией в экономике, объективным сокращением доходов населения. Свою лепту в снижение рейтингов власти внесли и дискуссия вокруг изменений пенсионного законодательства, неизбежное постэлекторальное разочарование после супермобилизации электората на выборах президента и снижение эффективности использования образа «внешнего врага».
В этих условиях на самом деле удивителен высокий уровень устойчивости партии «Единая Россия». Несмотря на несколько проигранных губернаторских кампаний и снижение результатов по партийным спискам на региональном и муниципальном уровне, в целом партии удалось и провести на губернаторские посты большинство поддержанных ей кандидатов, и остаться доминирующей партией в основных региональных и муниципальных парламентах.
Даже самые скептические по отношению к единороссам социологические исследования «Левада-центра» показывают позитивный баланс оценок партии. Для сравнения, сегодня даже в находящихся на экономическом подъеме США, с рекордно низким уровнем безработицы, баланс оценок и президента, и правящей Республиканской партии – негативный. А во Франции еще совсем недавно триумфально избранный президент Эммануэль Макрон и его партия «Вперед. В путь!» каждую неделю берут новые рекорды по антирейтингу и сталкиваются с массовыми протестами.
В чем причины устойчивости «Единой России»?
Во-первых, конечно, это привязка к рейтингу основателя партии президента Владимира Путина. Сторонники «Единой России» составляют ядро его сторонников, и корреляция рейтингов Путина и партии достаточно стабильна. Рейтинг президента на данный момент во всех опросах находится выше 50 %, чему позавидовали бы большинство руководителей других стран.
Во-вторых, это большое количество популярных локальных лидеров – губернаторов, мэров, депутатов разных уровней, который за счет своего рейтинга вытягивают рейтинг партии. Регулярные чистки губернаторского корпуса позволяют избавляться от тех фигур, которые тянут за счет своей непопулярности рейтинг партии вниз.
В-третьих, это отлаженная партийная машина и самая большая членская база. Даже если предположить наличие практически неизбежного процента «мертвых душ», все равно это более миллиона активных «штыков», со своей инфраструктурой социальных связей.
В-четвертых, это механизм предварительного голосования. Праймериз позволяют отобрать наиболее успешных кандидатов и помогают им до старта официальной кампании сформировать свое электоральное ядро.
В то же время партия оказывается перед лицом серьезных вызовов.
Вызов первый – это экономическая ситуация.
Если она, что наиболее вероятно, будет в среднесрочной перспективе ухудшаться, то вопрос ответственности правящей партии встанет особенно остро. В состоянии ли правительство, парламент, региональные и муниципальные власти обеспечить тот прорыв, о необходимости которого говорит президент?
Вызов второй – коммуникационный разрыв между действиями чиновничьего аппарата и партией.
В ряде случаев решения, которые «партия власти» должна поддерживать, осуществляются без информационной подготовки, возникают в информационном пространстве спонтанно, а порождаемые ими электоральные риски вынуждены сдерживать единороссы. Возможно ли урегулирование этих вопросов. И тут возникает развилка между партизацией высшего чиновничества, которая будет вынуждать их включить в число своих KPI оценку политических рисков, или отстройка партии от бюрократии и переход при необходимости в режим критики.
Вызов третий – назначения и выборы губернаторов.
Механизм выдвижения и назначения врио глав регионов, модель «молодых технократов» и политических назначений выдвиженцев от оппозиционных партий, с последующей их поддержкой со стороны «Единой России», все более частые самовыдвижения кандидатов создают риски для субъектности партии. Праймериз по выборам кандидатов в губернаторы проводятся, как правило, формально, что, в том числе и приводит к тому, что на выборы могут выйти и заведомо слабые кандидаты. Наличие муниципального фильтра вынуждает единороссов заниматься «политической благотворительностью» (по выражению председателя ЦИК Эллы Памфиловой), давая подписи своим оппонентам. Роль партии в ходе губернаторских кампаний должна стать предметом серьезной дискуссии.
Вызов четвертый – альтернативные кадровые лифты.
Наиболее значимые на данный момент форматы рекрутинга новых представителей элиты (конкурс «Лидеры России», системы обучения РАНХиГС) сегодня являются непартийными. Поэтому партии стоит выбрать свою тактику в этом вопросе – от более активного участия в этих форматах до усиления собственных проектов – например, партийного кадрового резерва и системы обучения.
Вызов пятый - изменение структуры информационных потоков.
Провластные СМИ на федеральном и региональном уровне сталкиваются с конкуренцией со стороны амбициозных интернет-проектов, социальных сетей и мессенджеров (в частности, можно отметить феномен Telegram-каналов как нового средства внутриэлитной коммуникации). Далеко не всегда партийные активисты умеют работать с этими инструментами.
Вызов шестой - рост информационной прозрачности.
Неосторожное, выдернутое из контекста или просто глупое высказывание отдельного регионального или муниципального чиновника или депутата может практически моментально стать мемом и запустить волну негодования в социальных сетях. Отдельные региональные кампании могут стать предметом внимания всей страны, как это, например сейчас происходит с выборами в Приморском крае.
И, last but not least (последнее по счету, но не по значению. – «НГ»), это вопрос самой структуры политического пространства, которую сегодня, по разным оценкам, считают не отражающей их интересы более половины избирателей. «Единая Россия» - часть партийной экосистемы. И перестройка этой экосистемы в виде или ребрендинга старых партий, или создания новых проектов будет неизбежно влиять на судьбу «партии власти»
Несколько выборов, которые предстоит сделать в ближайшее время «Единой России»
1. Попытаться остаться партией «широкого большинства» (catch all party) или смириться со снижением электоральной базы и попытаться более четко обозначить свои целевые группы;
2. Остаться партией лидерского типа или попытаться стать партией идеологической;
3. Пойти по пути жесткого централизма или, наоборот, по пути регионализации и развития фракционности.
Думается, что, как минимум, на часть этих вопросов мы услышим ответы на съезде партии, который состоится в ближайшие дни.
комментарии(0)