Депутат Константин Затулин настаивает
на «миграционной амнистии» для беженцев из Украины. Фото РИА Новости |
В комитете Госдумы по делам СНГ подготовлены предложения по реализации новой Концепции миграционной политики РФ именно в интересах соотечественников. Первый зампред комитета ГД Константин Затулин, в частности, утверждает, что вопреки мнению МВД без «миграционной амнистии» невозможно будет легализовать многих из тех, кто уже находится на территории РФ. Это прежде всего касается жителей Украины, которые с 2014 года уезжают из своей страны в Россию или из-за войны в Донбассе, или под политическим давлением, или просто по социально-экономическим причинам.
По словам Затулина, после президентского указа об утверждении данной концепции наконец-то исчезла та основная причина, по которой власти отказывались принимать конкретные меры по улучшению положения соотечественников. Однако в самом документе, к сожалению, нет четкого указания на поддержку политики репатриации, а есть лишь «признание необходимости переселения соотечественников и упрощения соответствующих процедур». Как считает Затулин, репатриация должна быть отдельным параграфом в этой концепции.
Нет в документе и акцента на проблемы внутренней миграции, то есть «никаких приоритетов и особенных направлений, никаких четких целей в этой сфере не ставится». Неправильно, по мнению Затулина, и то, что «документ был представлен в ГД для обсуждения в довольно узком кругу», причем это произошло тогда, когда никакие поправки в него уже не принимались.
Поэтому комитет ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками настаивает на обязательной корректировке ко второму чтению законопроекта о полномочиях президента самостоятельно определять категории граждан, которые смогут получать гражданство по упрощенной схеме. Дело в том, что, как сказал депутат, «базовый вопрос – ради чего, собственно, этот закон был внесен, так и не решен».
В 2014 году российские власти
открыли границу для жителей юго-востока Украины. Фото РИА Новости |
Затулин отметил в беседе с «НГ» возможные риски правоприменения этого закона: «Никому из людей, которые ждут решения своей судьбы, этот документ ничего не объясняет. Какие будут категории? Сейчас мы фактически уходим от того, чтобы законодательный корпус принимал осмысленные решения в вопросах гражданства. Для чиновников это удобная ситуация, они и сегодня отказывают заявителям со ссылками на разные правила, а теперь и вовсе будут говорить, что это прерогатива президента».
Так что Затулин рассчитывает, что ко второму чтению депутатам все-таки объяснят, какие категории приезжих имеются в виду. А еще, по словам депутата, вызывает беспокойство, что предлагаемые ими меры авторы проекта пытаются представить как панацею от всех проблем, имеющих отношение к миграции и репатриации соотечественников.
Особое внимание в думском комитете обращают на ситуации вокруг украинских беженцев или просто мигрантов из этой страны. Затулин сообщил «НГ», что депутаты настаивают на законодательном закреплении права на получение российского гражданства в упрощенном порядке за теми украинцами, которые подверглись политическим репрессиям у себя на родине.
В ГД помнят и недавние слова президента о том, что Севастополь, дескать, никогда не передавался Украине, с юридической точки зрения всегда оставаясь российской территорией. А это значит, что севастопольцы должны без всяких проволочек получать российские паспорта на основании всего лишь свидетельства о рождении.
Как выяснила «НГ», депутаты по-прежнему настаивают на необходимости проведения «миграционной амнистии» для беженцев с Украины, несмотря на возражения МВД и ряда других ведомств. Законопроект об упрощении процедур получения вида на жительство и гражданства для этих людей, а также для крымчан, которые не получили паспорта в 2014-м, в ГД уже давно внесен, но остается без движения из-за отрицательной позиции правительства.
Затулин пояснил «НГ», что сейчас тысячи переселенцев в Россию из этой соседней страны все время попадают в капкан правила «90 на 180». Приезжие не только из ДНР и ЛНР, но и из «материковой» Украины вынуждены нарушать сроки пребывания в РФ, поскольку они не могут вернуться на родину, опасаясь преследований. «В МВД часто звучат заверения, что дано распоряжение на места, чтобы людей не высылали. Но на практике мы знаем массу случаев, когда от переселенцев с Украины требовали выезда, угрожали им депортацией, в результате чего многим пришлось залечь на дно. Разумеется, их дальнейшая натурализация в России заблокирована, поскольку эти люди являются формальными нарушителями», – заявил Затулин.
При этом он подчеркнул, что хотя в МВД обещают «революционный шаг» – предусмотреть для украинцев непрерывное пребывание в течение полугода, «это абсолютно ничего не решит, поскольку многие из них уже давно стали нарушителями правил пребывания». То есть все-таки без миграционной амнистии не обойтись, подчеркнул парламентарий.
В предложениях профильного комитета ГД, которые будут направлены исполнительной власти, говорится и о необходимости снять перед соотечественниками необоснованные барьеры при получении статуса «носитель русского языка». «Работа по этому направлению находится «в загоне» – исполнительные органы очень медленно и неохотно разворачиваются. Несмотря на то что норма существует с 2014 года, ее реализация, по сути дела, заблокирована», – пояснил Затулин.
Например, от всех соотечественников, кроме, правда, украинцев, чиновники требуют справки о выходе из предыдущего гражданства. Однако многие государства, допустим, прибалтийские, такие документы отказываются выдавать. Или, скажем, есть указание на то, что статус носителей могут получить граждане, не рожденные (как планировалось изначально), а жившие во времена СССР в пределах современных границ РФ. «Это отсекает огромные массы наших соотечественников, прежде всего из ближнего зарубежья. К примеру, семиреченские казаки живут в Средней Азии уже 150 лет. Мы еще в 2016-м внесли законопроект, который снимает эти драконовские условия, но он также лежит без движения». – сказал Затулин.
Между тем граждане Украины часто жалуются в ГД и на то, что невозможно воспользоваться и альтернативным путем легализации в РФ, а именно – получить здесь политическое убежище. Этот механизм в российском законодательстве вообще фактически отсутствует, если не считать одного указа президента. Там и прописаны нормы, которые закрывают дорогу к политубежищу практически любому иностранцу. Так что думский комитет сейчас предлагает снять указания на «безвизовый режим пересечения границы» или «развитые демократические институты защиты прав человека» при определении стран, чьи граждане не могут рассчитывать на укрытие в России.
комментарии(0)