Европейский суд по правам человека оперативно реагирует на жалобы активистов «Открытой России». Фото со страницы ЕСПЧ в Twitter
По активистам движения «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского открыто около 60 административных дел за «осуществление деятельности нежелательной организации» и выписано штрафов на полмиллиона рублей. Половина из дел прошла стадию апелляции и теперь будет направлена в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Шесть жалоб Страсбург уже принял к рассмотрению. Возможно, что в решении по этим массовым искам ЕСПЧ может указать РФ на конкретные недостатки законодательства. Но пока маховик давления только раскручивается – в Саратове суд постановил заблокировать во всех соцсетях страницы и самой ОР, и ее местного координатора.
Как сообщили «НГ» в «Правозащите ОР», одним из райсудов Саратова вынесено решение о блокировке личной страницы активиста ОР Алексея Лукьянова в Facebook, а также групп «ОР Саратов» и в Facebook, и в «ВКонтакте». По мнению «Правозащиты ОР», блокировка отдельной страницы в Facebook силами Роскомнадзора невозможна, но российская соцсеть скорее всего подчинится надзорному органу.
Напомним, что когда в апреле 2017 года Генпрокуратура признала нежелательной на территории России деятельность организаций Otkrytaya Rossia и Open Russia Civic Movement (Великобритания), то при этом Минюст не нашел в РФ филиалов этих организаций. А сама Генпрокуратура через официального представителя Александра Куренного заявила, что признание нежелательными двух иностранных организаций не отразится на деятельности российского движения ОР (см. «НГ» от 18.12.17).
Координатор «Правозащиты ОР» Алексей Прянишников рассказал «НГ», что саратовский активист ранее уже привлекался по ст. 20.33 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), есть уже три вступивших в силу постановления. Нынешнее пока находится на стадии обжалования. По словам Прянишникова, это первый случай, когда требуют заблокировать личную страницу активиста, причем как в «ВКонтакте», так и в Facebook.
Он подтвердил, что, «когда осуществляют привлечение по 20.33 участников ОР, ни прокуратура, ни суд не обращают внимания на то, что это российское движение». По его мнению, далее без всяких доказательств и принимаются решения, что «данное физическое лицо принимает участие в организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ».
По словам Прянишникова, «суды идут практически каждый день – и на сегодняшний момент практически по всем 33 регионам, где присутствует ОР, насчитывается более 60 дел». Штрафы варьируются от 5 до 20 тыс. руб. на человека. Общая же сумма штрафов, заплаченная активистами ОР, уже составила примерно 500 тыс. руб.
Он подтвердил, что у ОР есть цель довести все эти дела до ЕСПЧ. Сейчас «Правозащита ОР» уже подала жалобы в Страсбург от лица шестерых активистов. Причем жалобы были признаны подлежащими для рассмотрения в течение месяца после их подачи. Прянишников пояснил, что поскольку для подачи в ЕСПЧ достаточно российской апелляционной инстанции, то около 30 обращений в Страсбург уже готовится. Не исключено, что впоследствии именно по ним ЕСПЧ сможет вынести в адрес РФ и пресловутое «пилотное решение» – например, поставить под сомнение все законодательство о нежелательных организациях. Так как российские власти, очевидно, откажутся это исполнять, возникнет очередной внешнеполитический скандал.
Впрочем, политолог Андрей Колядин считает, что поскольку «есть внешнее поле, на котором Россия выглядит как генератор всего самого плохого, то ее власти не сильно переживают из-за того, что там в ЕСПЧ происходит». По его словам, «даже если это 100% негативные события для России, то это уже непринципиально». Эксперт отметил, что в представлении властей ОР – это четко деструктивная сила, от которой надо защищаться.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что скорее всего все эти жалобы будут рассмотрены лишь через несколько лет, хотя они и сейчас мало кого интересуют. Но даже если ОР и выиграет все в ЕСПЧ, то новых проблем для власти это не создаст.
Между тем, по информации «НГ», руководство ОР вовсе не хочет раскручивать тему судебных преследований, призывая сосредоточить внимание медиа на положительных моментах – например, на открытии новых отделений, на каких-то просветительских проектах ОР. В общем, требует избежать формирования имиджа гонимых оппозиционеров, хотя, скажем, Алексей Навальный как раз такой образ активно использует для своей раскрутки.
Колядин на это сказал, что ведь у Навального и ОР задачи разные: «Навальный – это некое бузотерство, борьба за власть, за политическое лидерство, а у ОР – оппозиционно-просветительские функции, гранты, курсы, образовательные проекты. И это ничуть не менее эффективно с точки зрения нанесения ущерба действующей власти. При этом ОР сохраняет флер академичности, а Навальный воспринимается как скандалист». Как подчеркнул Колядин, «если бы ОР заняла более радикальную позицию, то противостояние ей со стороны системы было бы намного жестче».
Макаркин отметил, что разница между Навальным и ОР объективная хотя бы потому, что последняя – это общественная структура. «А для тех, кто занимается общественной деятельностью, образ гонимых куда менее привлекателен. Как известно, для политика важно любое упоминание, кроме некролога, самое страшное, если о нем забывают. Представители же гражданского общества рекламирования через скандалы и преследования стараются избежать», – подчеркнул эксперт.
комментарии(0)