Фото со страницы Дауда Адахова в социальной сети
Как стало известно «НГ», против активиста фермерских протестов лидера «Народного профсоюза» Давуда Адахова в Ставропольском крае возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса (УК). Формально оно открыто за его критические высказывания в блоге против властей и силовых структур. В этом посте, однако, есть и призыв к самоорганизации снизу – в частности, созданию «народного контроля» и «народной дружины».
Судя по всему, Адахов стал первым участником фермерского движения, на которого заведено дело по антиэкстремистской статье. На днях Адахова вызывали в органы Следственного комитета и задавали вопросы о самом ролике и прочей деятельности фермера. Однако он сослался на статью 51 Конституции, отказавшись свидетельствовать против себя.
Как рассказал Адахов «НГ», «в ролике (в настоящее время удален. – «НГ») речь шла о том, что россияне должны объединиться для борьбы с режимом – как наши деды объединились и победили немцев в войне». В этом видео также были высказывания в адрес ФСБ, которую фермер обвинил в незаконных действиях.
Как пояснил «НГ» юрист Алексей Кипишев, «правоохранители взяли записи из Интернета от 15 марта, вытащили несколько фраз, провели экспертизу – и возбудили дело». Адахова об этом никто не уведомил – точно так же, как и, по словам адвоката, о принятом через суд постановлении об обыске, причем сразу по нескольким адресам. По утверждению Кипишева, и обыски, и само заведение дела прошли с нарушениями закона.
По мнению Адахова, на него пытаются надавить потому, что власти недовольны его активностью. Так, Адахов со своей организацией расследует деятельность агрохолдингов и ветеринарной службы и со всеми судится. «Я затрагиваю интересы слишком многих чиновников, причем речь идет об огромных деньгах – сотнях миллионов рублей», – заявил «НГ» Адахов.
В его официально зарегистрированный с 2014 года «Народный профсоюз» входит около 1,5 тыс. человек. Но сейчас на его базе Адахов собирается создавать «народную дружину» и «общественный контроль», чтобы следить за действиями властей и им сопротивляться.
«Народная дружина» и «общественный контроль» нужны для того, чтобы правоохранительные органы не могли по своему желанию без соответствующих постановлений заходить в жилые дома и действовать по беспределу, как у нас сейчас происходит. Наша цель – привлечь по два-три человека из каждого района Ставропольского края, чтобы в случае необходимости действовать оперативно. Кроме того, у нас были случаи, когда судебные приставы без соответствующих документов и судебных решений просто изымали землю – так было в Андроповском районе, где животновода выгнали из дома и кошары, а у него сдохла скотина», – сообщил «НГ» Адахов, пригрозив властям новыми судебными исками.
Кроме того, он не оставляет идеи создания партии на основе того же «Народного профсоюза». По словам его лидера, у него на связи уже 23 региона, но этого пока не хватает для официальной регистрации. Лидер «Вежливых фермеров» Алексей Волченко сообщил «НГ», что с «Народным профсоюзом» Адахова их движение сотрудничает, однако сейчас «на фермеров в Краснодарском крае все уголовные дела позакрывали, хотя отъемы земель по беспределу у нас продолжаются». Адахов, по его мнению, страдает за свои резкие высказывания в отношении всех властей, начиная с президента. А вот в то, что у Адахова получится зарегистрировать партию, Волченко не верит, так что, по его словам, «проще примкнуть к какой-либо из уже имеющихся партий».
Политолог Андрей Колядин пояснил «НГ», что «искушение использовать репрессивные методы против инакомыслящих никогда у власти не проходило, сейчас для этого нередко используют силовые органы». И хотя в настоящее время начался тренд на либерализацию закона – после поправок президента к статье 282 УК, но, полагает эксперт, «его по-прежнему применяют и будут применять именно против неугодных активистов». И в таких случаях единственная защита помимо судебных механизмов – это максимальная публичность. «Если общество возмутится, то дело закроют, ведь власть не хочет выглядеть диктаторской, а если общество воспримет все это равнодушно, то фермера могут и осудить», – отметил он.
При этом Колядин считает, что власть сейчас просто не может решить фермерский вопрос потому, что с крупными агрохолдингами связаны финансовые интересы самой власти. «Это сейчас норма: если кто-то заработал деньги, то находится тот, кто их отбирает. Так работает система, и ее надо менять. Чтобы оздоровить экономику, власти надо бороться с рейдерами. Но поскольку сверху такой борьбы нет, то общество вынуждено с этой целью все больше самоорганизовываться, что, конечно же, не нравится никакой власти», – подчеркнул эксперт.
комментарии(0)