Валерий Зорькин публикует юбилейную статью о Конституции за два месяца до даты. Фото РИА Новости
Председатель Конституционного суда (КС) РФ Валерий Зорькин считает, что недостатки Основного закона – это отсутствие четкого баланса между ветвями власти и неразделенность полномочий президента и правительства. Не решен пока и вопрос о компетенциях федерального Центра и регионов. Зорькин напомнил, что Конституция является «живой», а значит, она должна соответствовать социально-правовым реалиям страны. Зорькин не исключил внесения в документ точечных изменений, а главное, и некой его адаптации к современным условиям.
Правительственная «Российская газета» («РГ») 10 октября публикует статью Зорькина под простым названием «Буква и дух Конституции». Само издание, а следом за ним и ряд информационных агентств распространили часть данного материала, в котором председатель КС указывает на главные недостатки, имеющиеся в нынешней редакции Основного закона. Именно это определение и использовано в заголовках всех сообщений о предстоящей публикации.
При этом не менее любопытным представляется и само ее название, формат которого допускает практически какое угодно содержание статьи. Например, в этом названии вполне можно усмотреть противопоставление буквы и духа Конституции, а также предположить, что первая, по мнению автора, имеет меньшее значение, чем второй. В принципе в отрывке, который доступен уже сейчас, именно такие тезисы и прописаны. Однако, конечно, необходимо посмотреть, какую аргументацию разворачивает Зорькин в полной статье.
«РГ» предваряет ее анонс указанием на то, что председатель КС не видит смысла в кардинальном изменении Основного закона, максимум того, что он допускает, – это «точечные изменения». По словам Зорькина, «разумеется, у нашей Конституции есть недостатки».
И первым он называет, естественно, самый главный из них – «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти». Иными словами, Зорькин как бы ставит под сомнение конструкцию суперпрезидентской республики.
Это предположение подтверждается тем, что в качестве другого недостатка он отмечает «недостаточную четкость в распределении полномочий между президентом и правительством». Теоретически в Конституции в одном месте проведено разделение между этими двумя институтами: президент – глава государства, исполнительную власть возглавляет правительство, то есть, по сутиа премьер. Правда, в других местах Основного закона это четкое распределение нивелируется.
Реальность же – особенно последнего времени, как известно, сильно отдалилась от этих теоретических построений. И недаром Зорькин указывает на проблему с «определением статуса администрации президента». А заодно и на непонятность полномочий прокуратуры, которая долгое время лишь упоминалась в Конституции в разделе «Судебная власть». Только после реорганизации последней в 2014 году в название раздела было добавлено слово «прокуратура».
Интересно, что есть у главы КС и претензия к ст. 12 Основного закона – о статусе местного самоуправления. По его мнению, она «дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти, в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти в РФ». А еще Зорькин видит недостатки в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
После таких заявлений возникает вопрос: какие усилия для исправления всех этих недостатков предпринимал сам КС, которым последние 15 лет руководит Зорькин. В досье суда можно найти немало решений, которые как раз подтверждали правомочность суперпрезидентской республики. Всех их не перечислишь, но, например, в начале 2000-х была названа законной отмена прямых выборов руководителей регионов по инициативе президента – несмотря, скажем, на сомнения в том, что это соответствует федеративному устройству страны.
Или КС, к примеру, не находил нарушения принципа разделения властей, когда подтверждал конституционность нахождения в Совете Федерации губернаторов, то есть глав исполнительной власти регионов. Пропали в КС и иски по поводу незаконной всевластности администрации президента, законодательства, отменяющего прямые выборы муниципальных администраторов, и др.
Можно, конечно, предположить, что Зорькин к 25-летию Конституции, которое будет отмечаться в этом году 12 декабря, значительно пересмотрел свои взгляды хотя бы на букву Основного закона. Однако пока разумнее всего предположить, что председатель КС своей статьей начинает информационную кампанию, которая затем, возможно, превратится и в агитационную. Любопытно, что появление публикации в «РГ» практически совпало с появлением слухов о планируемой властью конституционной реформе.
Как и полагается в современной России, предварительная информация о данных планах появилась в официально запрещенном мессенджере Telegram. Канал «Незыгарь» пояснил задумку: через поправки к Конституции уже к началу будущего года прописать новую модель власти, после чего провести досрочные выборы президента РФ. Для чего это надо делать и какова будет эта модель, источник канала не сообщил.
В статье Зорькина указан более простой механизм любого рода изменений Конституции, вовсе не связанный с ее точечными недостатками. Например, пишет глава КС, «заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины «живой Конституции».
Для особо непонятливых Зорькин разъясняет еще раз: «Опора на эту доктрину дает возможность, не искажая сути правового смысла, заложенного в текст Конституции РФ, выявлять его актуальное значение в контексте современных социально-правовых реалий».
комментарии(0)