Правозащитники выступили против возможного переподчинения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) от Минюста к МВД. Против этого у них есть множество аргументов, самый убойный из которых – это вероятное исключение России из Совета Европы, а следовательно, потеря россиянами права обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин заявил, что в последние дни вновь стали активно говорить о переподчинении ФСИН МВД, как это было до 1998 года, когда под влиянием Совета Европы пенитенциарная система перешла в ведение Минюста.
«Сегодня есть только один аргумент в пользу ее передачи в ведение МВД: зарплата в полиции больше, социальные гарантии – выше. Впрочем, никто не мешает распространить это и на сотрудников ФСИН России, которые все-таки намного чаще и плотнее соприкасаются с преступниками, нежели полицейские», – заметил Бабушкин.
Он пояснил «НГ», что вероятность изменения подчиненности ФСИН достаточно большая – по его словам, процентов на 30. «Если она будет реализована – то это катастрофа. Задача СПЧ предупредить президента о последствиях такой реформы», – заявил Бабушкин.
Тем более что и аргументов против намного больше. Во-первых, ведомство, которое ловит преступников, не должно заниматься исполнением наказания, а иначе «весь срок заключения превратится в процесс получения явок с повинной».
Во-вторых, в 1998-м процесс кадровой стабилизации в новой ФСИН занял два-три года, а сейчас, уверен Бабушкин, «после массовых и нелепых сокращений личного состава этот процесс пойдет еще тяжелее».
В-третьих, в Минюсте и ФСИН накоплен большой опыт применения европейских пенитенциарных правил и исполнения решений ЕСПЧ. В МВД же такого опыта нет. В-четвертых, передача ФСИН МВД еще на десяток лет отодвинет создание Службы пробации, заявил Бабушкин. Он пояснил: «Сегодня во ФСИН и у правозащитников существует понимание, что такая Служба должна быть создана путем преобразования и расширения уголовно-исполнительной инспекции. Однако представить себе структуру МВД, занимающуюся социальной реабилитацией, можно с большим трудом». По мнению Бабушкина, если инициатива по переподчинению есть, то она должна стать предметом широкого обсуждения с общественностью и специалистами.
В СМИ уже появилась информация на этот счет, также утверждалось, что соответствующее решение уже якобы принято в Кремле. К нему якобы привели прежде всего скандалы, связанные с избиением заключенных.
Правозащитник Валерий Борщев пояснил «НГ», что «сторонники такой идеи набирают силу, а позиции нынешнего руководства ФСИН слабеют». Он считает, что во власти есть лоббисты этой реформы, и назвал ее губительной. По его мнению, передача ФСИН МВД приведет к тому, что система исполнения наказаний перестанет быть независимой от следственных органов и силовых структур. Впрочем, по его сведениям, активно обсуждается и компромиссный вариант – сама ФСИН останется под юрисдикцией Минюста, а вот охрану заключенных передадут МВД. «Это тоже глубоко вредное решение, оно приведет к увеличению пыток и произвола», – считает Борщев.
Правозащитник напомнил, что переход ФСИН под юрисдикцию Минюста был условием вступления России в Совет Европы. Обратная же реформа приведет, по его мнению, к тому, что «это может стать причиной исключения России из Совета Европы, а если это произойдет, то наши граждане потеряют возможность обращаться в Страсбург, поскольку Россия выйдет из-под юрисдикции ЕСПЧ».
комментарии(0)