Сторонники Алексея Навального за создание партии голосовали дружно, но Минюст это не убедило. Фото со страницы «Команда Навального» в «ВКонтакте»
Сторонники Алексея Навального сообщили об иске против Минюста, который в конце августа отказался зарегистрировать партию «Россия будущего». Оппозиционеры настаивают на незаконности этого решения и его политической подоплеке. Они не скрывают, что их цель – рассмотрение дела в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов, который отвечает за регистрацию партии Алексея Навального, отметил: подать в суд на Минюст стоило хотя бы для того, чтобы уже скоро ЕСПЧ мог рассмотреть кейс под названием «Россия будущего» против России». Отметим, что Страсбургский суд действительно как-то особенно внимательно относится к жалобам навальнистов.
Например, только что он в течение суток отреагировал на обращение по поводу активистки Ирины Норманн из Екатеринбурга. Ее арестовали на 15 суток за участие в акции 9 сентября, несмотря на поданные документы о наличии у нее такой болезни, как эпилепсия. Тот же Жданов сам заявил, что это вообще исключительный случай, когда ЕСПЧ действует так быстро. И обычно там не очень охотно применяют «правило 39», то есть признают угрозу существенного вреда здоровью подзащитного.
Так что в успехе «России будущего» в Страсбурге Жданов тоже не сомневается. Однако по его заявлению заметно, что Навальный и его ближайшее окружение, похоже, несколько поменяли свое отношение к партстроительству. «Решение о регистрации партии созреет не в суде, а в тот момент, когда люди на улицах страны скажут, что им нужны свои представители в государственных органах. Тогда партию зарегистрируют без всяких судов (ну или с ними) за сутки», – подчеркнул Жданов.
Как известно, для навальнистов это уже третья неудачная попытка. Когда-то были «Народный альянс», а затем Партия прогресса, но в регистрации обеих было отказано из-за происков спойлеров. Теперь же Минюст придрался к ряду юридических тонкостей, которые, судя по всему, специально заложены в законе о политпартиях, чтобы применять их в необходимых случаях.
При этом замечено, что Навальный упорно пытается построить свою партию с самого начала, не пользуясь никакими иными приемами, в которых себе не отказывают другие оппозиционеры. Между тем в реестре Минюста есть огромное количество политструктур, которые имеют официальное право на существование, но никаких признаков жизни не подают. Казалось бы, проще простого договориться с одной из таких партий, внедриться туда и поставить власти перед фактом.
Навальнисты объясняют отказ от таких хитростей тем, что в политике все должно быть честно, тем самым опровергая многовековой опыт как раз противоположного поведения политиков. Да и сам Навальный за свою политическую карьеру уже тоже не раз уточнял свои взгляды, вступал в союзы – и разрывал их, как только они становились невыгодны. То есть вовсе не демонстрировал кристальную политическую честность.
Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров объяснил «НГ», что для Навального невозможен тот вариант, на который пошли, например, Ксения Собчак и Дмитрий Гудков с Партией перемен, преобразованной из малозаметной «Гражданской инициативы». Более того, уверен эксперт, «даже самые захудалые партии все равно так или иначе контролируются властями, так что их заимствование без соответствующего разрешения невозможно».
Петров пояснил, что партия Навальному действительно нужна хотя бы по одной причине: он, в отличие от других несистемных оппозиционеров, «пусть и не имеет формальной партии, но зато имеет реально действующие региональные структуры, чего у многих нет». Этих активистов, отметил эксперт, обязательно надо задействовать в каких-либо политических акциях, а иначе они начнут разбегаться, как это и случилось в прежних демократических партиях. Борьба же за регистрацию своей политструктуры для навальнистов будет ничем не хуже той же борьбы с пенсионной реформой или коррупцией в высших эшелонах власти.
комментарии(0)