0
3797
Газета Политика Интернет-версия

17.09.2018 10:00:00

Кто «заказал» бизнесмена Сергея Вялкова?

Что пишут СМИ о нашумевшем деле подмосковного предпринимателя


В средствах массовой информации широко обсуждают темную, мягко говоря, историю с арестом известного в Одинцово бизнесмена Сергея Вялкова. В январе 2018 года силовики задержали его в одном из московских аэропортов, когда он возвращался из отпуска. Вскоре предприниматель был арестован и обвинен в том, что почти 20 лет назад (в декабре 1998 года) заказал убийство милиционера Николая Петрова, своего бывшего армейского сослуживца. Заметим, что дороги сослуживцев после армии (в 1992 году) разошлись: Вялков решил заняться бизнесом, а Петров пошел работать в милицию. Да и дружеские связи вскоре прекратились, как это часто бывает.

Серьезный «заказ»?

Кстати, как отмечает автор программы «Момент истины» Андрей Караулов, после того, как почти 20 лет назад на Петрова было совершено нападение (он остался жив и продолжил служить в правоохранительных органах), в рамках расследования дела правоохранительные органы допросили все окружение Петрова, в том числе и Вялкова. Но так как он уже давно не общался с Петровым, никаких вопросов у следователей тогда не возникло. Да и нынешней зимой, когда Вялкова задержали, ничего противозаконного в ходе обыска у него не нашли. И даже представитель Генпрокуратуры РФ возражал против заключения Вялкова под стражу. Что, как известно, является редким случаем и указывает на полное отсутствие доказательств вины подозреваемого. Адвокат Евгений Харламов, в прошлом бывший начальник криминальной милиции одного из московских РОВД, обращает внимание на то, что дело против Вялкова было заведено со множеством процессуальных нарушений. В связи с этим остается непонятным, почему суд, не имея явных доказательств вины его подзащитного, все-таки избрал для него меру пресечения в виде ареста.

«Он обвиняется в покушении на жизнь сотрудника правоохранительного органа, ни много ни мало, в покушении: я опытный журналист. Харламов - опытный адвокат, - говорит Андрей Карулов. 

Ни он, ни я, не встречали таких уголовных дел. Кому ж так понадобился Вялков? Какие показания из него выбивают? На кого-то из правительства Московской области? Правительства РФ? Крупный заказ. Серьёзный. Чем больше думаю о деле Вялкова, тем острее становиться не по себе: Вялков был арестован в январе 2018 года, по показаниям бандита, пожизненно осуждённого и находящегося в «Белом лебеде». Спустя 20 лет бандит вспомнил - вдруг - что именно Вялков заказал убийство своего бывшего приятеля по армейского службе. Понятно, что через 20 лет нет и не может быть никаких доказательств. Как говорит Евгений Харламов, в уголовном деле Вялкова 1 листок. Донос из тюрьмы. При этом дело ведёт ФСБ. Друг Вялкова не был министром или политиком, служил в милиции. Так или иначе - создан прецедент - по показаниям бандита с пожизненным, ничто не подтверждено, а Вялков - в тюрьме. Так на кого угодно может показать кто угодно. А не покажет - так ему устроят такую жизнь в колонии, что ему мало не покажется».

«Московский комсомолец», в свою очередь, задается таким вот вопросом - почему о преступлении вспомнили только сейчас и зачем киллеры дали показания на респектабельного бизнесмена. «Один из лидеров банды — криминальный авторитет Сергей Буторин, осужденный на пожизненное заключение, неожиданно решил поквитаться с некогда близким другом Сергеем Вялковым, видным предпринимателем из Одинцова, - пишет издание. - По утверждению маститого бандита эпохи 90-х, Вялков был заказчиком покушения на высокопоставленного милиционера, произошедшего почти 20 лет назад. На бизнесмена также показания дали находящиеся за решеткой киллеры Марат Полянский и Александр Васильченко».

«МК» напоминает, что спустя два года после неудавшегося покушения сыщики вычислили настоящих исполнителей преступления - ими оказались профессиональные убийцы Марат Полянский и Александр Васильченко из ореховской ОПГ. По их словам, Сергей Буторин по кличке Ося, который с 1995 года жил в Испании, попросил ликвидировать «мента» Петрова. По версии следствия, капитан вел активную разработку могущественной банды, что и послужило мотивом преступления. Несмотря на показания криминальных авторитетов, громкое дело положили на полку. И там оно пылилось долгих 19 лет. За это время Сергея Буторина и Александра Васильченко приговорили к пожизненному заключению, их собрата Марата Полянского - к 23 годам заключения в колонии строгого режима.

Версия мести

Как пишет «МК», в 90-х годах Вялков ежемесячно платил Буторину различные (от 8 до 12 тыс. долл.) суммы для защиты своего бизнеса от других ОПГ. После кризиса 1998 года Буторин обосновался в Испании, но продолжал руководить преступной группировкой, пока его оттуда не экстрадировали вместе с Полянским. Обо всех этих особенностях «бизнеса по-русски» Вялков рассказал на одном из процессов по делу «орешков» в 2003 году. Потом всех первых лиц банды посадили и, казалось бы, в гангстерской эпопее можно ставить точку. Но, видимо, Вялкову не простили те показания. И история с покушением на милиционера всплыла очень кстати.

Следственный комитет вспомнил про покушение на Петрова и вновь допросил осужденных. И теперь вся троица неожиданно указала, что заказное убийство организовал бизнесмен и общественный деятель из Одинцова 53-летний Сергей Вялков. Следственный комитет вышел в Басманный суд Москвы с ходатайством об аресте Сергея Вялкова. Генпрокуратура выступала против: мол, недостаточно доказательств причастности к преступлению. Но следователи проявили настойчивость и со второй попытки смогли убедить Фемиду в своей правоте - Вялкова отправили в СИЗО. Он - единственный, кому предъявили обвинение в организации убийства Петрова. А Буторин и Полянский до сих пор находятся в статусе свидетелей. Хотя, напомним, по версии следствия, стрелял в милиционера именно Полянский.

Версия «силового» давления

Адвокат Евгений Харламов, как пишет издание «Версия», полагает, что «дело возникло буквально из воздуха и является местью сотрудников спецслужб».

Как выяснилось, дело о покушении на Петрова, пишет «Версия», было возобновлено 8 ноября, а явка с повинной, в которой Марат Полянский обвиняет Вялкова в «заказе» милиционера Петрова, подписана 16 ноября, что противоречит требования Уголовно-процессуального кодекса. «Учитывая, что накануне возобновления дела находящихся в заключении «ореховских» (и бандита Белкина также, но он, похоже, наотрез отказался оклеветать Вялкова) посещали сотрудники спецслужб, - пишет издание, - уголовное преследования Вялкова может иметь заказной характер».

«Адвокат Евгений Харламов настаивает: у Вялкова не было мотива «заказывать» сотрудника милиции и своего бывшего сослуживца Петрова, которого после демобилизации он даже не видел,- напоминает портал FLB.ru. - Харламов считает, что сидящие «ореховские» дали такие показания под давлением ФСБ.

«Сергей Вялков жил все эти годы нормальной жизнью, ни от кого не скрывался. Он постоянно занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, благоустраивал детские площадки, восстанавливал храмы, осуществлял ремонт детских садов, поликлиник. А получается, что от него хотели что-то другое? И «намёки» после ареста Вялкову поступали, а именно дать показания на высокопоставленных должностных лиц, иными словами их оклеветать, иначе весь свой бизнес потеряешь, а затем и свободу», – полагает адвокат.

С позицией адвоката Харламова согласен и автор портала InterRight. «К сожалению, так называемый беспредел правоохранительных органов и спецслужб вовсе не является выдумкой журналистов, - пишет агентство. - Но в каждом конкретном случае, когда человека без всяких причин и вины пытаются привлечь к уголовной ответственности, существует личная заинтересованность тех, кто инициировал «дутое» уголовное дело. Преследование Сергея Вялкова, видимо, относится именно к таким случаям».

Кстати, все СМИ, внимательно изучившие так называемое «Дело Сергея Вялкова», не смогли ответить на главный вопрос: каким мотивом должен был руководствоваться бизнесмен для «заказа» милиционера? Похоже, ответа на этот вопрос нет и у тех, кто ведет это дело.

Евгений Харламов: «Убежден, что это заказное дело»

Сотрудники Агентства журналистских расследований «Правда Студия» взяли интервью у Евгения Харламова, адвоката Сергея Вялкова. Некоторые цитаты из его выступления, думаются, будут интересны читателям «НГ», так как проливают свет на это запутанное дело и подводят итоги многочисленным журналистским расследованиям на эту тему.

Задержание в стиле «маски-шоу»

Сергей Леонидович Вялков возвращается из отпуска в январе 2018 года, ничего не подозревая, проходит таможенный контроль на территории аэропорта в Подмосковье. Его чуть ли не со спецназом захватывают сотрудники ФСБ России, спрашивается: за что? Ему объясняют, что вы подозреваетесь в совершении преступления, которое было совершено двадцать лет назад (в 1998 году). «Что за преступление?» - спрашивает естественно Вялков. «Вы заказали убийство своего бывшего сослуживца, на тот момент работающего сотрудника милиции, Петрова Николая».

Это конечно шок для Сергея Леонидовича, потому что: да действительно с Петровым они служили в армии, но в 1992 году они расстались. Петров стал милиционером, Вялков стал бизнесменом. И вот с 1992 года они не общались вообще, ни разу не виделись, нигде не пересекались. Тем не менее, сотрудники ФСБ озвучили вот такое страшное обвинение.

Арест без оснований

После этого – следствие, а следствие у нас началось в Следственном комитете РФ, центральный аппарат Следственного комитета занимался этим делом. Они вышли с ходатайством об аресте Вялкова и, что самое удивительное, представитель Генеральной прокуратуры отказался поддерживать ходатайство следователя в аресте Вялкова, что является редким случаем, потому что, если судить из сухой формулировки обвинения, которое предъявили Вялкову, то он покушался на жизнь сотрудника правоохранительных органов, статья от 12-ти до пожизненно – это особой тяжести статья, раньше за это давали смертную казнь. Представитель Генеральной прокуратуры отказывается поддерживать арест, это о чём говорит? Это говорит о том, что даже Генеральная прокуратура осознавала для себя, что доказательств, каких-либо, указывающих на причастность Вялкова к совершению данного преступления в деле нет, но, тем не менее, его арестовывают.

Генпрокуратура была против

Оказывается, Полянский Марат – это бывший киллер Ореховских, на его счету несколько убийств, почти два десятка, написал явку с повинной 16 ноября 2017 года, находясь уже там, на зоне. Это говорит о том, что он знает, что Вялков якобы в 1998 году заказывал убийство сотрудника милиции Петрова, причем, следует отметить, что явка с повинной была написана 16 ноября 2017 года, а дело возобновили 8 ноября, что в принципе не логично. Если поступило заявление, то потом возбуждается дело, а не наоборот.

Тут сначала дело возбудили, потом пришло заявление. Это опять лишний повод задуматься. Почему так? В другом деле это бы не прошло. Это опять-таки говорит о том, что за этим что-то стоит. Но дальше – больше. Мы стали разбираться.

Слова киллеров отказались весомее слов бизнесмена

Выясняется, что к бывшему киллеру Ореховской группировки «Белку» приезжали туда, где он отбывает пожизненное – это Ямало-Ненецкий округ сотрудники спецслужб. Сначала уговаривали, потом требовали дать показания на Вялкова Сергея Леонидовича, что он является членом банды. Также просили они дать показания на Журбу – это также Одинцовский предприниматель. Надо отдать должное хоть и бывшему, но киллеру, который осуждён пожизненно, он отказался оклеветать, причем отказывался он не раз, его несколько раз пытали, имеется в виду морально: ты напиши, ты напиши, мы все равно с тобой будем работать. Но поймите, в тех условиях, в которых находится «Белок», очень трудно отказывать сотрудникам спецслужб, все таки у них больше рычагов воздействия, но, тем не менее, он отказал. И его адвокат, за что ей огромное спасибо, она несколько раз обращалась с жалобами на имя прокурора. Сейчас по этим жалобами проводится проверка. Получается, что «Белок» отказался оклеветать Вялкова и Журбу.

Что делают дальше, как я предполагаю, сотрудники спецслужб, - они переговаривают с Буториным Сергеем, который тоже был бывшим сослуживцем Вялкова, они вместе служили в армии: Петров, Буторин и Вялков. Петров стал милиционером, как я уже сказал, Вялков бизнесменом, а Буторин членом Ореховской ОПГ, а потом и возглавил ее, получил кличку «Ося». Буторин, которого тоже осудили пожизненно за несколько десятков, может быть, три десятка, я сейчас просто уже не помню, убийств, разбоев, вымогательств и тому подобное. Видимо, с ним переговорили, что нужно дать какие то показания на Вялкова, но ему не под стать, потому, что это все-таки лидер ОПГ и, как мы предлагаем, он дал наводку на Полянского, что может быть лучше с ним поработать. Полянский - это правая рука Буторина, телохранитель Буторина.

Вот по указанию, как мы предлагаем, Буторина, Полянский и написал явку с повинной, что и явилось основанием для задержания Вялкова. Получается, таким образом, что кроме показаний Буторина, пожизненно осуждённого, Полянского, который получил 22 года срок, и потом, как выясняется Васильченко, тоже киллер Ореховской группировки, осуждённый пожизненно, в деле никаких фактов, прямых доказательств, так и косвенных в отношении Вялкова нет. Возникает вопрос: можно ли верить таким показаниям? Мое глубокое убеждение, не потому, что я адвокат, прежде всего, как человек, нет, нельзя верить. Почему? Здесь я уже скажу как адвокат: Полянский Марат - он заинтересован давать такие показания потому, что исходя из того, что мы видим, именно он принимал участие в покушении на сотрудника милиции Петрова тогда, в 1998 году. Естественно, когда сейчас будет проходить судебный процесс, то Полянский, учитывая, что 22 года он уже получил, он может получить пожизненный срок, если его суд признает виновным. А в данном случае, если он пишет явку с повинной, по сути изобличает, якобы новых участников в данном деле, то есть вероятность, смотря, что ему пообещали сотрудники спецслужб, как я предполагаю, есть возможность получить не пожизненное, а те же 25 лет, может больше. Поэтому Полянского мотив понятен.

Буторину, так и Васильченко обещали смягчение режима, т.е. сейчас они отбывают наказание в очень сложных, таких опасных условиях, где особый режим. Мы не исключаем, что им предложили поближе перебраться сюда, где они более комфортно себя чувствуют. Но это опять-таки предположение. Другого объяснения мы не находим.

Просто «отжим» бизнеса

Когда только задержали Вялкова Сергея Леонидовича, к нему приходили сотрудники спецслужб и просили дать показания на высокопоставленных государственных чиновников из администрации Московской области и, в том числе, из правительства РФ. Я несколько раз просил Сергея Леонидовича изложить все это в письменной жалобе, но он боится за свою жизнь. Как пояснили Сергей Леонидовичу Вялкову, данные просьбы, а затем и требования, были настоятельными, знаете, такие поступательно-настоятельные. В противном случае, его предупредили, что он потеряет весь бизнес. Бизнес, которым владеет Сергей Леонидович Вялков, он не маленький. Я смею напомнить и акцентировать внимание, что только за 2017 год налоговые отчисления от компаний Сергея Леонидовича Вялкова достигают почти 300 млн рублей. Его активы - это девять компаний с двумя тысячами рабочих мест, которые заняли жители Одинцовского района Московской области. Все эти девять компаний: земля, собственность почти на 1,5-2 млрд рублей. Вы представляете, что это за деньги? И теперь мы понимаем ради чего некоторые недобросовестные работники спецслужб принялись, я не побоюсь этого слова, фальсифицировать такие дела. Я не исключаю, что руководству ФСБ было доложено иначе о Вялкове Сергее Леонидовиче: мол, коррупционер, мол, он казначей бандитских группировок и, не исключено, что бюджетные деньги ворует. Конечно, когда такое приносишь руководству ФСБ – ты получаешь согласие на разработку этого фигуранта.

Под правой идеей борьбы с коррупцией и с бандитами, просто посадили в тюрьму законопослушного, честного, порядочного бизнесмена, которым является Вялков Сергей Леонидович. По сути, на сегодняшний день весь его бизнес, не сказать, что он распадается, нет, но он остановился, не развивается, тогда как Путин Владимир Владимирович систематически, публично, с больших трибун заявляет и требует от правоохранительных органов, от иных спецслужб: не надо «кошмарить» бизнес, не трогайте бизнесменов, если нет на то правовых оснований. Вот в данном случае, я убежден, что Сергей Леонидович Вялков пострадал за свой бизнес и за отказ пойти на путь клеветы в отношении высокопоставленных чиновников, как правительства РФ, так и Московской области.

Почему бандиты молчали 20 лет?

Полянский Марат, который написал явку с повинной 16 ноября 2017 года, ведь его судили на двух процессах в 2011 году и в 2013 году. Последний процесс, который закончился двадцати двумя годами лишения свободы, предусматривал рассказ со стороны Полянского всех обстоятельств дела Ореховской группировки: кто являлся членом банды, кто финансировал, что вообще происходило? Он рассказал все от «А» до «Я». Полянский Марат, также рассказал все о Васильченко, который был осуждён пожизненно. Так вот, в этих показаниях, во всем судебном процессе нет ни одного слова о Вялкове Сергее Леонидовиче. Это говорит о чем? Это говорит о том, что не было Вялкова Сергея Леонидовича в этой банде, да и быть не могло, а спустя двадцать лет Полянский Марат, вдруг вспоминает, что Вялков там был. Это не логично, просто противоречит здравому смыслу. Неужели мы запросто можем поверить двум пожизненно осужденным киллерам и одному, которому светит сейчас пожизненное, в противовес человеку, который ранее не был привлечен, не то, чтобы к уголовной или административной ответственности, он не совершал ничего противоправного в своей жизни.

Подозрительное быстрое расследование

Центральным аппаратом Следственного комитета РФ было расследовано это уголовное дело всего за шесть месяцев, за шесть месяцев его быстренько направили в суд. Я вас уверяю, что такого дела вы больше не найдете! Можете просмотреть всю судебную практику. Чтобы Следственный комитет РФ, а именно Центральный аппарат, занимался делом двадцатилетней давности – «Покушение на жизнь сотрудника правоохранительного органа». Обычно этим занимается район или управление, ну максимум это субъект, Главное Следственное управление СК РФ по Москве, но никак не Центральный аппарат, и уж тем более Центральный аппарат ФСБ России не оказывал бы никогда такое колоссальное оперативное сопровождение.

Надежда, похоже, только на присяжных

И, в данном случае, когда мы увидели, что за шесть месяцев расследовали такое противоречивое по своему содержанию доказательств дело, его направили в суд. Конечно же, Вялков Сергей Леонидович, пусть на меня судьи не обижаются, он не верит в профессиональный суд, и я это понимаю, учитывая, как следствие проводилось, какой беспредел имеет место в деле, как уговаривали «Белка», как написал Полянский - сущую ложь, как Буторин стал откровенно врать. Сергей Леонидович надеется только на простых граждан, на нас с вами. Он выбрал суд с участием присяжных заседателей. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
585
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
307
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
270
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
307

Другие новости