Геннадий Зюганов провел партию через целую серию предвыборных разменов. Фото с сайта www.kprf.ru
Избирком Иркутской области зафиксировал, что большинство в Заксобрании у КПРФ. По итогам выборов коммунисты объявили себя второй настоящей партией после «Единой России». Однако по мере спада эйфории партийные низы задаются вопросом: почему нельзя было добиться и лучших результатов? Публичная дискуссия на этот счет уже произошла в Алтайском крае, где Компартия сама отказалась от участия в губернаторской кампании.
В иркутском Заксобрании будет 18 коммунистов, 17 единороссов, четверо депутатов от ЛДПР и по трое от «Справедливой России» и «Гражданской платформы». Так что даже в регионе, который возглавляет губернатор из КПРФ, его однопартийцы, видимо, останутся оппозиционным меньшинством. И спикером, скорее всего, станет вовсе не их представитель.
Напомним, что на послевыборной пресс-конференции лидер КПРФ Геннадий Зюганов объявил свою партию не просто второй по влиятельности после ЕР. Сделав вывод, что в стране, по сути дела, сложилась двухпартийная система, он тем самым дал понять, что остальные партии, пусть даже у них и случились какие-то успехи, по-настоящему самостоятельными политструктурами не считаются.
Дело в том, что Компартия хвалится не столько отдельными победами, сколько реальным восстановлением «красного пояса», который исчез еще в начале 2000-х годов. На той же пресс-конференции секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, отвечающий за избирательные кампании, объявил: «Красный протестный пояс, который возник на выборах в Госдуму и президента, сейчас расширился. Мы его сформировали и в Центре, и в Поволжье, и в Сибири. Здесь целые ареалы победных регионов КПРФ. То есть мы говорим уже не о точечных победах, а уже имеем целые зоны электорального преобладания КПРФ над «Единой Россией».
Между тем сразу же после выборов в одном из анонимных Telegram-каналов появился комментарий, что коммунисты теперь, очевидно, сильно расстроились из-за того, что не выдвинули своего кандидата в Новосибирской области. Мол, в регионах вокруг нее большие электоральные достижения, так что и здесь можно было рассчитывать как минимум на второй тур. Однако, как известно, мэр Новосибирска Анатолий Локоть заключил с врио губернатора Андреем Травниковым мирный договор и отказался баллотироваться. По слухам, в обмен на невмешательство региональных властей в будущие перевыборы мэра.
Такие вполне себе «красные» регионы, как Красноярский край и Омская область, КПРФ проигнорировала также в формате договоренностей. А вот в Алтайском крае, где у власти пребывал еще один врио Виктор Томенко, коммунисты устроили публичный плач о том, что муниципальный фильтр их кандидат сам если и пройдет, то с большим трудом, так что и нечего тратить на это силы и деньги. Сговариваться же с ЕР, объявила тогда первый секретарь крайкома Марина Прусакова, – это значит дискредитировать партию.
Однако теперь Прусакову принялись критиковать однопартийцы. Глава фракции КПРФ в Заксобрании Максим Талдыкин, который, впрочем, федеральным руководством в этой должности не утвержден и считается раскольником, заявил в соцсетях, что отказ от выборов был не просто проявлением пассивности или результатом политической ошибки, а скорее всего сговором и «нечистыми политическими играми со стороны крайкома».
Стоит отметить, что Талдыкин на официальном сайте КПРФ даже не значится ее депутатом в Заксобрании – вместе еще с половиной прежней комфракции. Так что к его обвинениям слишком серьезно относиться не стоит, тем более что вероятнее всего алтайский сговор был согласован на уровне руководства КПРФ.
Но теперь в своих аналитических документах Компартия сообщает, что ее сильные кандидаты в Новосибирской, Омской, Владимирской областях, Алтайском крае и ряде других регионов были зачищены «в результате административно-технологических ухищрений».
«НГ» поинтересовалась у экспертов, будет ли партийный актив предъявлять счет нынешним лидерам КПРФ на каком-нибудь из ближайших пленумов или съездов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил, что разговоры о зачистке левых кандидатов в этих субъектах РФ не соответствуют действительности. «КПРФ как системная партия приняла участие в межпартийном размене, а теперь ее руководство решило оправдаться перед избирателями», – отметил он, подчеркнув, что коммунисты не раз проявляли себя именно таким образом.
Что же касается их партийных лидеров, скажем, того же Зюганова, то его ставка на кандидатов из категории коммуно-олигархов, заявил Мухин, явно провалилась. И теперь под его ногами заколыхались партийные массы, на которых Зюганов прежде твердо стоял. Эксперт напомнил, что поскольку омоложение партии уже идет, то ее руководителей эта тенденция тоже затронет.
Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров также не сомневается в том, что претензии Зюганову снизу будут выдвинуты. «Но даже независимо от этого век Зюганова как лидера КПРФ неизбежно подходит к концу. Вопрос сейчас лишь в том, на каких условиях, когда и куда он уйдет», – заметил эксперт. Петров предложил оценить нынешнюю ситуацию: федеральное руководство активно занимается сделками с властью, а между тем в регионах вроде Хакасии у коммунистов появляются новые молодые лидеры, которые ведут себя достаточно самостоятельно, потому что от Зюганова они, по сути дела, и не зависят.
комментарии(0)