Кадр из видео YouTube
Директор общероссийского общественного движения «За права человека» (ЗПЧ) Лев Пономарев заявил о критическом положении своей организации. После объявления НКО иностранным агентом она была вынуждена отказаться от зарубежного финансирования и работала на государственные гранты. Теперь же их перестали выдавать – и деятельность структуры почти парализована. Пономарев считает это целенаправленной политикой властей и просит граждан о пожертвованиях.
«Поскольку движение интенсивно взаимодействует с большим количеством чиновников и силовиков, оказывает на них давление, в рамках «мирного принуждения» к соблюдению закона и прав человека, мы были вынуждены отказаться от финансовой поддержки из-за рубежа и вышли из списка иноагентов. Тем не менее на 2019 год нам было отказано и в государственной поддержке», – вот так в своем обращении описал ситуацию Пономарев.
По его словам, ЗПЧ «осуществляет защиту по всему спектру прав человека, начиная от пыток и убийств и заканчивая социальными и трудовыми правами, и ведет большую работу по объединению различных гражданских инициатив, препятствуя окончательному превращению России в «полицейское государство». Поэтому, заявил Пономарев, теперь вся надежда лишь на неравнодушных граждан и их пожертвования.
Напомним, что после того как реестр иноагентов, составляемый Минюстом, разросся до более чем полутора сотен строчек, власти стали активно пропагандировать участие прежде всего правозащитных НКО в конкурсах на президентские гранты. И поначалу многие их действительно выигрывали. Но теперь ситуация, похоже, резко изменилась.
Как напомнил Пономарев, ЗПЧ получало эти гранты в течение семи лет, однако весной ему было отказано. «Мы сейчас подадим повторную заявку, но шансов не так много, ведь не случайно нам не дали финансирования в первый раз», – отметил он. Пономарев считает, что многие чиновники воспринимают деятельность его организации в штыки: «К сожалению, руководство, распределяющее президентские гранты, считает, что защита от пыток и избиений – это чуть ли не антигосударственная деятельность».
Все это, считает Пономарев, явно целенаправленная политика против правозащитных организаций. Он подтвердил «НГ»: сперва власти принудительно внесли многие НКО в список иноагентов и заставили их писать об этом в их документах и на их собственных сайтах, а когда из-за этого они отказались от зарубежного финансирования, их затем лишили и российских денег. Как пояснил Пономарев, «некоторые структуры оставляют иностранные деньги, но наша организация переписывается с чиновниками, принуждает их защищать права граждан, а многие госорганы просто отказываются даже общаться с иностранными агентами».
Пономарев заявил «НГ», что большинство правозащитных организаций на грани выживания: «Наша организация получала деньги, потому что мы известная крупная московская структура. А в регионах правозащитники лишились любого финансирования, очень редко кто получает президентский грант». Перемену отношения власти и к своей, и ко всем прочим правозащитным организациям он связал с прошедшими выборами и кризисом: «Выборы президента прошли, простой человек живет все хуже, нарушений прав все больше, а мы заставляем обращать на это внимание, заявляем все громче о массовом нарушении прав людей».
комментарии(0)