После выборов президента Ксения Собчак резко сократила свое
участие в российской политике. Фото PhotoXPress.ru |
Российская демоппозиция погрузилась в новый виток внутренних конфликтов. Публичными оскорблениями обменялись глава Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный и сопредседатель Партии перемен (ПП) Дмитрий Гудков. Один обвинил другого в работе на раскол оппозиции, а тот упрекнул его в подыгрывании властям. Скандал взаимного уничтожения уже распространился от первых лиц на уровень их сторонников и даже сочувствующих. По мнению экспертов, несистемная оппозиция подрывает свою репутацию такими темпами, что вопрос о ее способности противостоять действующей власти уже практически и не стоит.
Очередной скандал в оппозиции вызвали выборы в подмосковном Красногорске, где бывшая партия «Гражданская инициатива», которую в ее новой ипостаси и возглавил Гудков, выдвинула в горсовет несколько неоднозначных кандидатур. Ее список, например, возглавляет Ростислав Мурзагулов – это давний соратник мэра Красногорска Радия Хабирова, представляющего «Единую Россию», а ранее работавшего в администрации президента (АП).
При этом Мурзагулов и Хабиров, по сути дела, не скрывают давнего знакомства – еще со времен службы в администрации главы Башкортостана. В своих интервью Хабиров подтверждает, что давно знает и Гудкова, но утверждает, что никаких кандидатов с ним и его партией не согласовывал.
Впрочем, Навальный этому, судя по всему, совершенно не поверил. Он подчеркнул, что хочет размежеваться с Гудковым – как и со всеми, «кто выдвигает единороссов, поддерживает Сергея Собянина и хочет, чтобы больные, нищие старики ждали своих 14 тыс. руб. до 65 лет». Последние намеки, понятное дело, направлены прежде всего входящей в руководство ПП Ксении Собчак, которая действительно отличилась поддержкой пенсионной реформы, что, впрочем, и было написано в ее предвыборной программе.
Красногорского же кандидата партии Гудкова глава ФБК, не стесняясь, прямо обозвал «жуликоватым хмырем», близким к АП. На это Гудков ответил, что у него наконец накипело: дескать, Навальный везде ищет конфликт. Гудков напомнил, что все последние годы Навальный «либо молчит, либо мешает» коллегам по оппозиции.
«После убийства Бориса Немцова Алексей поспешно объявил о создании своей собственной Демкоалиции – лишь бы сорвать формирование общей, по-настоящему широкой, о которой за 12 часов до этого договаривались все мы, от Рыжкова и Прохоровой до «Открытой России». При этом на выборах 2016 года он отказался от предложения включить своего соратника в «яблочную» десятку и выдвинуть его людей – Николая Ляскина и Любовь Соболь от «Яблока» в Москве, хотя к этому все было готово», – вот такие грехи Навального публично огласил Гудков.
И, конечно, он упрекнул его и в том, что в 2017-м тот опять молчал во время муниципальной кампании и с трудом по ее окончании выдавил из себя пару «поздравительных» слов. А потом, мол, уговаривал выдвинуться на мэрские выборы не желавшего идти туда Илью Яшина лишь в пику самому Гудкову, и вот теперь повел борьбу с ПП.
Конфликт перешел и на другие уровни – скажем, ближайший соратник Навального Леонид Волков в соцсетях назвал «крысенышем» Тимура Валеева, который возглавляет дирекцию по региональному развитию партии Гудкова. Волков предположил, что «кандидат преткновения» Мурзагулов является «куратором» Валеева во властных структурах.
Валеев же в ответ обозвал уже Волкова «мурзилкой», объяснив, что тот в свое время брал подписи для Навального на выборах мэра Москвы из рук «Единой России». Валеев пошел и дальше, высказав то, что до сих пор позволяли лишь враги навальнистов. Он, скажем, заметил, что «в отличие от Волкова платит все налоги и катается по заграницам не на донаты подростков из Йошкар-Олы, а на свои заработанные деньги».
Один из бывших соратников Навального, к которому «НГ» обратилась за комментарием, заметил, что глава ФБК в последнее время занимается просто каким-то последовательным уничтожением союзников: «Он неоднократно дискредитировал председателя ПАРНАСа Михаила Касьянова, основателя «Яблока» Григория Явлинского, экс-кандидата в президенты Ксению Собчак». То есть, подчеркнул собеседник «НГ», желая упрочить свои позиции на политическом поле, Навальный попросту его вытаптывает. И, например, тот же Яшин, который ранее считался перспективным политиком, сейчас воспринимается у части оппозиции лишь в качестве марионетки Навального.
Однако и союз Гудкова с Собчак многим из либералов видится стратегической ошибкой: после выборов президента она фактически ушла из политики, опять переведя свою публичную активность в общественную и даже светскую плоскость. «Яблоко» же и ПАРНАС погрузились во внутренний кризис, выхода из которого пока не просматривается, – и не столько из-за Навального, сколько из-за явных просчетов их руководства.
Гудков в беседе с «НГ» заметил, что взаимные упреки окончательно разделили оппозицию на два лагеря – сторонников условного майдана и исключительно уличной активности и тех, кто желает хотя бы каким-то образом участвовать в выборах. «Навальный, которого на них не пускают, сделал ставку на уличный протест. Я же считаю, что надо пытаться участвовать в выборах, поскольку массы на улицу не выходят, а репрессии нарастают».
По словам Гудкова, сейчас вся оппозиция «носит маргинальный характер, поскольку это либо недопуск на выборы, либо 2% по итогам». «В нашу партию мы пытаемся привлечь часть элит, разочаровавшихся во власти, остатки депутатов, которые не хотят служить карманной оппозиции», – подтвердил он. Гудков считает, что можно и дальше продолжать споры и распри, но времени для этого остается немного: «Дискуссия уже становится небезопасной – людей на улице все меньше, а отбить у системы мы уже никого не можем – ни Олега Сенцова, ни 18-летнюю Анну Павликову, которую держат в СИЗО по надуманным обвинениям. Так что пока мы будем обсуждать местные выборы в Красногорске вместо того, чтобы наконец объединиться, правоохранительная система может окончательно превратиться в гестапо, а на выборы не пустят вообще никого».
Связаться для получения комментария с Навальным «НГ» не удалось. Эксперты же уверены, что если оппозиция и дальше будет заниматься межвидовой борьбой вместо противостояния действующей власти, то демократам уже никогда не удастся стать катализатором будущих перемен.
«Безусловно, мелкие ссоры не добавляют очков оппозиции, а только ослабляют и отталкивают сторонников. Политических целей можно достичь только через объединение. По отдельности у оппозиционных лидеров просто не хватит ресурсов и возможностей», – сказал «НГ» руководитель Центра общественно-политических проектов Константин Листратов.
«Разборки внутри оппозиции, безусловно, не способствуют росту ее популярности. Переход на оскорбления отталкивает сторонников, мелочность наносит имиджевый ущерб. Как будет происходить транзит от старой России к новой, покажет время, но, похоже, что запрос на перемены скорее вызреет внутри самой власти, чем эта оппозиция сможет стать новой властью, – уверен глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Широкого оппозиционного движения пока не вырисовывается в том числе из-за борьбы амбиций его потенциальных лидеров». Сейчас, резюмирует эксперт, фиаско как системной, так и несистемной оппозиции очевидно. А риторический вопрос о возможном появлении чего-то нового таковым пока и остается.
комментарии(0)