0
5126
Газета Политика Печатная версия

23.07.2018 19:58:00

В РФ временное убежище ограничено забором

Жители юго-востока Украины возвращаются домой в добровольно-принудительном порядке

Тэги: правозащита, сувсиг, депортация, мигранты, статус, ополченцы, днр, лнр


правозащита, сувсиг, депортация, мигранты, статус, ополченцы, днр, лнр Приговоренные к депортации иностранцы заключенными как бы не являются, но и свободными людьми их не назовешь. Фото с сайта www.ombudsmanspb.ru

В спецучреждениях временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ), по данным правозащитников, становится все больше украинцев, приговоренных за правонарушения к депортации из РФ. Среди них есть и те, кто получил временное убежище (ВУ) и не должен подлежать выдворению. Однако их все равно держат за забором – суды принимают решения не выпускать людей из СУВСИГ, пока не истечет срок их законного пребывания в РФ, а потом уже высылать. 

Как рассказали «НГ» в комитете «Гражданское содействие», многие жители Украины, приговоренные к депортации и находящиеся в спецприемниках, ранее были в ополчении ДНР и ЛНР. 

Следовательно, возвращение на родину через Киев грозит им тюрьмой. Большинство из них обращались к властям РФ с просьбой о каком-либо статусе, чтобы легализоваться здесь и избежать депортации.

По словам правозащитников, поначалу документов о ВУ выдавалось немного под предлогом того, что заключены Минские соглашения, якобы указывающие на «стабилизацию обстановки в этих регионах». Чиновники стали более активными лишь после того, как вмешались международные структуры, которые обвинили Россию в несоблюдении Конвенции о беженцах.

Но на положение украинцев в СУВСИГ это сильно не повлияло. Дело в том, что суды, которые еще год назад после получения ВУ освобождали людей из спецприемников, отменяя решения о депортации, теперь просто переносят ее на более поздний срок – «до истечения времени о предоставлении или отказе в предоставлении убежища». Сотрудники СУВСИГ, в свою очередь, объясняют, что на основании таких судебных решений они не могут выпускать своих подопечных иностранцев. Это значит, что многим из последних придется посидеть за забором около двух лет. Впрочем, им сразу же предлагается и другой вариант – быстро выехать из России как бы в добровольном порядке.

Как сообщила «НГ» адвокат Роза Магомедова, ее подзащитного, уроженца Украины Михаила Алланазарова, которому в мае было предоставлено временное убежище, отказались выпускать из СУВСИГ. Сейчас он вместе с товарищами объявил голодовку, объясняя, что ему не нужно убежище, напоминающее концлагерь.

Как утверждает Магомедова, такие ситуации стали массово возникать лишь несколько месяцев назад. Она убеждена, что тем самым «судьи демонстрируют полное незнание законов и тотальную правовую неграмотность». Адвокат уже обратилась с жалобой в Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев в России, где подтвердили, что продолжительность нахождения в СУВСИГ обусловлена временем, которое необходимо для достижения «цели исполнения постановления о назначении административного наказания», то есть выдворения. «Если же человека выдворить нельзя, содержать под стражей в ожидании выдворения также невозможно», – говорится в ответе из ООН. По словам Магомедовой, в аналогичном положении сейчас оказались и сирийцы, а также те иностранцы, которые ожидают в России решений по ним из Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

«С одной стороны, власти вроде бы как выполняют международные нормы – людей оставляют в России. Но при этом им создают такие условия, чтобы они сами убежали из нее», – подчеркнул в беседе с «НГ» адвокат Илларион Васильев. По его информации, примерно с апреля практически всем украинцам разрешается временное убежище в РФ, то есть международная Конвенция выполняется. Но этот статус защищает лишь от высылки, а не от помещения в СУВСИГ. Васильев при этом подчеркнул, что большинство их обитателей попали туда за незначительные правонарушения – опоздали с оформлением документов, пытались работать нелегально.

Адвокат подтвердил, что прежде суды отменяли положения о выдворении – мол, раз возникли новые обстоятельства, то, значит, человека нужно освободить. «Теперь же судьи в приватных беседах признаются, что сверху было дано указание «выдавить всех на родину», – пояснил он «НГ». Причем, по словам Васильева, украинцы с юго-востока опасаются именно того, что их возвращение, например, в Луганск, все равно пойдет через Киев. «А там многих людей задерживают, уже были случаи, когда к ним применялись пытки», – сообщил адвокат.

Однако, отметил он, с учетом нынешних тупиковых приговоров многие украинцы все же согласны вернуться на родину, «лишь бы не сидеть в лагерях, поскольку условия там ужасные». И если, скажем, в СИЗО действуют хотя бы какие-то нормативы, то в СУВСИГ их вообще нет, пояснил Васильев: «Людей кормят баландой, а за дополнительное питание устанавливают огромные расценки: стакан чая – 50 руб., буханка, хлеба – 100 руб.».

Адвокат подтвердил, что всего за пару месяцев в такой ситуации оказались десятки украинцев, предположив, что в скором времени их может стать в разы больше. Напомним, что в начале 2018 года на учете в МВД состояло около 123 тыс. человек, получивших статус о временном убежище. «Любого из них могут поймать за незначительное правонарушение и через заточение в СУВСИГ быстро вернуть на родину», – заявил «НГ» Васильев.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1690
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
2720
Белорусские оппозиционеры просят их помиловать

Белорусские оппозиционеры просят их помиловать

Дмитрий Тараторин

Все больше заключенных, осужденных за антипрезидентские выступления, обретают свободу

0
2418
У фигурантов доследственных проверок нет своего процессуального статуса

У фигурантов доследственных проверок нет своего процессуального статуса

Екатерина Трифонова

Омбудсмен Татьяна Москалькова выступит за права "заявителей о преступлении" в ежегодном докладе

0
3697

Другие новости