Документы на регистрацию инициативной группы по подготовке референдума коммунисты подали почти через две недели после ее создания. Фото с сайта www.kprf.ru
КПРФ отмечает падение влияния «Единой России» из-за поддержки плана по повышению пенсионного возраста. Как выяснила «НГ», коммунисты уже проанализировали и возможность проведения референдума по пенсиям от имени власти и пришли к выводу, что такой сценарий все же маловероятен. Информацию, активно обсуждаемую в Интернете, эксперты сочли вбросом. Кремль, конечно, ищет способ красиво презентовать непопулярную реформу, но не через референдум с предсказуемым провалом.
В докладе «Пенсионная реформа как «внезапный референдум»: влияние на региональные выборы» политтехнологи КПРФ отметили, что после начала обсуждения этой реформы наибольшие потери несет «Единая Россия».
Отмечено, что, даже по данным «официальных правительственных социологов из ВЦИОМа», с мая рейтинг ЕР упал с 50,7 до 38,8%. В это же время оппозиционные партии поднялись: КПРФ – с 9,3 до 13,6%, ЛДПР – с 7,8 до 10,3%, «Справедливая Россия» – с 4,7 до 5,9%, а непарламентские партии – с 6,5 до 8,2%.
Так что если в мае рейтинг одной ЕР и совокупный рейтинг оппозиционных парламентских и всех непарламентских партий соотносились как два к одному, то в начале июля ситуация кардинально изменилась, соотношение стало практически один к одному. «Можно сказать, что при сохранении указанной тенденции заканчивается эпоха тотального доминирования «Единой России», – отмечается в докладе Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) и отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний.
О наступлении периода рейтинговой турбулентности говорят и данные региональных опросов, которые проводит уже сам ЦИПКР. Например, в Иркутской области у ЕР 27,72%, а у КПРФ – 21,22%. Плюс еще у ЛДПР – 11,12%, у СР – 8,92% и еще 2,6% – у «Гражданской платформы». При этом, указывают аналитики КПРФ, дело не в иррациональных страхах перед некими изменениями, как это считают власти по поводу пенсионной реформы: «Социологические замеры показывают, что население испытывает совершенно рациональный страх потери минимальных гарантий выживания, которые дает выход на пенсию. Людей обязывают работать в сложной социально-экономической ситуации – и это при том, что четвертая часть страны просто не дотягивает до обозначенной планки».
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что тенденция падения ЕР подтверждается уже два месяца. ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение» одновременно зафиксировали обвал рейтинга партии власти, а его коррекции так и не произошло, все стабилизовалось на низком уровне. И эта ситуации скорее всего проявится уже на ближайших выборах.
При этом в коммунистическом докладе впервые на серьезном уровне обсуждается информация, что в администрации президента (АП) прорабатываются варианты официального референдума по пенсионной реформе. «В последнее время на фоне резкого падения рейтингов президента и всех других властных структур в экспертной среде начал активно циркулировать слух, что Кремль намерен «перехватить повестку» в данном вопросе и фактически дать отмашку на референдум по пенсионной реформе». В КПРФ подчеркивают: «Есть вероятность, что власть в лице АП прорабатывала крайне смелый и скорее всего опрометчивый шаг с референдумом по пенсионной реформе». Левые же уверены, что мобилизация голосов за президента Владимира Путина – это совсем не то же самое, что мобилизация в поддержку «шоковой терапии».
Обухов напомнил «НГ», что после высокого результата на президентских выборах недовольство населения явно стало неожиданностью для власти: «Выборы Путина – это не что иное, как референдум. Власть думала, что получила карт-бланш на вседозволенность, а люди всего-навсего проголосовали за стабильность и куцые социальные гарантии, которые у них были. Соглашаться же с ухудшением своего положения они вовсе не готовы. Очевидно, что проведение пенсионного референдума несет слишком много рисков».
Он считает, что и на референдуме от имени власти население все равно проголосовало бы против реформы, поскольку «при высокой явке и административный ресурс не помогает». А еще, заявил Обухов, агитировать за такой референдум мог бы только Путин, поскольку ЕР и Медведев уже назначены «мальчиками для битья». Впрочем, коммунист до конца не исключил вероятность такого референдума. «Власть прорабатывает разные варианты, к этой идее вполне могут вернуться», – отметил Обухов.
И косвенным показателем такой возможности, по его мнению, будет ответ Мосгоризбиркома на инициативу КПРФ: «Если откажут по техническим причинам, то значит, возможна какая-то игра, если же будет глухой отказ по сути вопросов, то, следовательно, власть вообще закрывает эту тему».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что «все это не более чем вброс, результаты такого референдума предсказуемы». Но дело даже не в том, что он превратится в голосование против пенсионной реформы, а в том, что власть вообще остерегается любых референдумов – их заменителем служат соцопросы. Впрочем, даже если результаты референдума не будут носить обязательный характер, Кремль все равно не захочет создавать прецедента, «когда мнение большинства людей может расходиться с экономической целесообразностью». Эксперт напомнил, что когда по всем опросам три четверти граждан против пенсионной реформы, то административный ресурс не может радикально изменить результаты – особенно в условиях высокой явки. При этом он считает, что работа власти со страхами населения, конечно, нужна.
Политолог Андрей Колядин пояснил «НГ», что «ни один человек в здравом уме и твердой памяти не проголосует за ухудшение своего положения, а значит, это та непопулярная реформа, которую возможно провести только принудительно». Эксперт подчеркнул, что у власти справедливо есть большие сомнения о голосовании на референдуме за реформу. И результаты президентских выборов здесь действительно не показатель. Он согласен и с неясностью субъекта агитации за повышение возраста выхода на пенсию – мол, не подставлять же этим президента.
Кроме того, отметил Колядин, «такое голосование надо проводить максимально честно – наблюдатели, оппозиция все равно поймают за руку, если будут фальсификации, а это лишь озлобит людей, что может привести не только к недовольству, но и к массовым протестам». По мнению эксперта, власти остается только работать с обществом, например, прорабатывать механизмы получения работы для людей старшего возраста, их переквалификации и т.д.
комментарии(0)