На фото корабли стран-членов НАТО, принимающие участие в маневрах Breeze 2018. Фото сайта mc.nato.int
Вслед за международными военно-морскими учениями Sea Breeze 2018, которые закончились в минувший вторник в Украине (см. «НГ» от 09.07.18), корабли и сухопутные силы США и стран НАТО продолжают отрабатывать боевые задачи на маневрах Breeze 2018 у берегов Болгарии. 20 июля там будет организована активная фаза этих военно-морских учений сил альянса. Данные маневры в отличие от Sea Breeze 2018 носят закрытый характер и русскоязычными и западными СМИ почти не освещались, хотя по своему составу и масштабам они выглядят не менее внушительно, чем те, что проходили у границ России.
Согласно сообщению, опубликованному на официальном сайте морского командования НАТО, Breeze 2018 предназначены для повышения оперативной совместимости военных сил НАТО, «практикуя различные методы ведения войны в многомерном сценарии». Подробности такого сценария не сообщаются. Но при этом делается акцент на то, что участвующие в маневрах «многонациональные силы и их экипажи будут испытаны в широком диапазоне тактики ведения войны с упором на региональную безопасность». Слово «война» тут звучит устрашающе. А с учетом того, что у стран НАТО в Черном море сейчас единственный противник – Россия, эти маневры лишний раз доказывают агрессивные цели альянса на Черноморском театре военных действий (ТВД).
Как известно, на своем недавнем саммите в Брюсселе страны договорились усилить военно-морское присутствие в Черном море. Этот же аспект был отражен и в материалах военно-морского учения Breeze 2018. В сообщении командования ВМС НАТО отмечалось, что «присутствие групп в Черном море является частью общего повышенного внимания Североатлантического альянса к Черноморскому региону». При этом страны альянса запланировали «увеличение присутствия постоянных морских групп НАТО в Черном море примерно с 80 дней в 2017 году до 120 дней, намеченных на 2018 год». И это не просто присутствие, а маневры, отработка боевых задач и т.п.
Заметим, что, согласно Конвенции Монтрё 1936 года, срок пребывания флотов нечерноморских государств в Черном море не может превышать более 21 суток. А это значит, что корабли США, Италии, Франции и других влиятельных военно-морских держав, чтобы обозначать свое постоянное военное присутствие в Черном море, должны это делать на ротационной основе. Это требует значительных ресурсов и говорит о серьезности военно-морских замыслов НАТО в Черном море.
В военно-морских маневрах в Болгарии, к примеру, за исключением постсоветских стран, участвуют все причерноморские государства НАТО (Болгария, Румыния и Турция). Плюс также корабли и силы из Бельгии, Греции, Германии, Италии, Польши, США, Франции и Голландии. Всего задействовано около 2340 военнослужащих, а также 25 кораблей и судов, одна подводная лодка, четыре самолета и пять вертолетов. На украинско-американских учениях Sea Breeze 2018 общего количества военнослужащих было почти столько же. Но морская составляющая была менее внушительна, поскольку была представлена в основном малочисленными украинскими и двумя американскими кораблями (командным USS Mount Whitney и эсминцем USS Porter). По экспертным оценкам, замысел Sea Breeze 2018 в основном был связан с территориальными проблемами Украины на Донбассе и ее притязаний в Крыму. При этом как бы на втором плане в момент российско-американских переговоров на высшем уровне 16 июля в Хельсинки Вашингтон участвовал в активной фазе учений и демонстрировал свой флаг у границ РФ. Маневры Breeze 2018 в Болгарии более масштабны, связаны с отработкой всех спектров возможных болевых действий в регионе.
Но вряд ли это напугало российскую сторону. Как известно, во время проведения американо-украинских и других учений НАТО на Черном море в Центральной и Юго-Западной России параллельно были организованы многочисленные локальные тактические учения войск Южного и Западного военных округов. Кроме того, на прошлой неделе состоялись стратегические по своему характеру мобильные маневры ВДВ, связанные с самой масштабной за всю постсоветскую историю переброской войск на большие расстояний (до 1000 км). Подразделения в основном действовали в Центральной России. Хотя при необходимости в случае реальных угроз они также могли быть переброшены на Черноморский ТВД.
Подобные маневры в РФ продолжаются. При этом Минобороны РФ сообщает, что в ЮВО продолжается опытно-боевая эксплуатация авиационных гиперзвуковых ракет «Кинжал». В июле их испытывали при стрельбе по наземным и морским целям. Как заявил замглавкома ВКС РФ Сергей Дронов, «Кинжалы» с декабря 2017 года стоят на дежурстве у войск Южного военного округа. «Летный и инженерно-технический состав эскадрильи успешно осваивает новую авиационную технику и вооружение, совершенствует навыки в подготовке и выполнении учебно-боевых задач, в том числе с проведением практических пусков», – подчеркнул замглавкома. За это время экипажи, по его словам, провели более 350 полетов, из них 70 прошли с дозаправкой самолетов в воздухе.
Минобороны РФ также сообщает, что в РФ кроме этого испытываются и готовятся к серийному выпуску другие, не имеющие аналогов в мире виды вооружений. Это боевой лазерный комплекс «Пересвет», оснащенная ядерной энергетической установкой крылатая ракета «Буревестник», ядерная подлодка-беспилотник «Посейдон», гиперзвуковой ракетный комплекс «Авангард», а также межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» и т.п.
комментарии(0)