В Госдуме пока не готовы к тому, чтобы радикально сократить тюремное население России. Фото с сайта www.fsin.su
Проведение уголовной амнистии, приуроченной к ближайшей годовщине принятия Конституции, как стало известно «НГ», в Госдуме вполне допускают. Однако эксперты указывают, что абсолютное большинство заключенных под традиционный формат подпасть не могут. Эксперты советуют распространить акт помилования на тяжкие и особо тяжкие преступления – и если таких осужденных нельзя выпустить на свободу, то надо хотя бы существенно сократить им сроки заключения. Однако депутаты с этим заранее не согласны.
Напомним, что ранее президент Владимир Путин заявил: предложения по поводу амнистии должны быть «хорошо подготовлены и вызваны определенными внутренними причинами и потребностями». Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов убежден, что в стране есть объективные условия для того, чтобы освободить часть заключенных. Он пояснил, что в местах лишения свободы сейчас находится много людей, которых осудили несправедливо. И провести амнистию к 25-му юбилею Конституции было бы вполне уместно, подчеркнул депутат.
По заявлениям же общественников, все предыдущие амнистии были сделаны «из рук вон плохо». Последняя – 2015 года – не оправдала ожиданий: изначально речь шла об освобождении 400 тыс. осужденных, однако в итоге из колоний вышли лишь 34 тыс. По словам руководителя Института проблем современного общества (ИПСО) Ольги Киюциной, нынешний подход к амнистированию заключенных «неэффективен и нерационален». Амнистию готовят незаинтересованные в гуманизации люди и вообще пишут ее скорее под конкретных лиц, подчеркивает эксперт.
Киюцина напомнила, что депутаты упорно выступают против того, чтобы амнистия касалась тех, кто сидит по тяжким статьям, а также ранее судимых – хотя под эти критерии подходит более 75% заключенных. А у тех, кто под амнистию на деле подпадает, и без того небольшие сроки, да и хорошие шансы выйти досрочно по УДО, говорит Киюцина.
В ИПСО считают, что следующая амнистия должна быть ориентирована на стремительное сокращение тюремного населения «до общемировых стандартов» – то есть в два-три раза. Для этого, убеждены эксперты, нужна «всеобъемлющая» амнистия – со смягчением наказания по всем категориям осужденных. Необязательно выпускать всех преступников на свободу, некоторым из них можно, к примеру, сократить срок или заменить наказание более мягким. «Этот шаг позволит уменьшить затраты на судебное делопроизводство и избежать обвинений в субъективности», – говорится в предложениях ИПСО, которые, по информации «НГ», уже направлены в администрацию президента.
Несмотря на опасения законодателей – дескать, этот шаг усилит безнаказанность преступников, эксперты настаивают, что равномерное и подконтрольное «выбытие» осужденных снизит риски всплеска преступности. Например, смягчение наказания для разных категорий осужденных можно ранжировать, в частности, «обеспечивать сокращение численности заключенных волнами на протяжении трех–пяти лет».
Эти меры, указывают авторы, сократят расходы тюремного ведомства, а также заметно снизят нагрузку на судебную систему, поскольку сегодня зэки массово подают жалобы на приговоры или отказы в смягчении наказания либо УДО. Снизится и количество претензий от Европейского суда по правам человека, связанных с нарушением прав человека.
Кстати, в Интернете уже появилась петиция, авторы которой просят президента распространить акт помилования на тяжкие и особо тяжкие статьи. «Множество людей, отбывающих по ним наказание, оговорены, осуждены незаконно либо степень их участия не соответствует предъявленному наказанию», – говорится в документе. «Просим вас отнестись с пониманием к тем людям, которые не подпадают под такого рода акты гуманности и милосердия. Ведь среди них не все безнадежные и «профессиональные преступники», у многих есть семьи», – пишут авторы петиции.
Однако Емельянов в беседе с «НГ» назвал эту просьбу плохим прецедентом: «Этого не было, и я сомневаюсь, что будет. Это не только опасно, но и несправедливо. Я понимаю, что эта инициатива исходит и поддерживается родственниками заключенных, но мы в первую очередь должны думать о пострадавших и жертвах их преступлений». Он подчеркнул, что и никаких послаблений в виде смягчения наказания осужденным по этим статьям быть не должно.
комментарии(0)