Таких изоляторов, как «Кресты-2», в России немного. Уголовно-исполнительную систему модернизируют постепенно. Фото РИА Новости
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) обещает к осени подготовить предложения по дальнейшей гуманизации пенитенциарной системы совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН). Но если правозащитники настаивают, что для решения проблемы переполненности следственных изоляторов (СИЗО) необходимы точечные поправки, то тюремное ведомство выступает за радикальную их расчистку от иностранцев.
Как считают в СПЧ, ряду категорий осужденных надо разрешить ходатайствовать об УДО еще из СИЗО. Часты случаи, когда человек приговаривается к такому сроку, большую часть которого он отбывает уже в изоляторе. Однако добиваться УДО он не может, пока полгода не проведет в исправительной колонии. По мнению правозащитников, новый порядок будет гораздо более гуманным.
По словам же основателя соцсети Gulagu.net Владимира Осечкина, проблема в том, что предоставление права на УДО сегодня превратилось для некоторых тюремщиков в выгодный бизнес. «Практика показывает, что «цена вопроса» зависит от условий в колонии, ее удаленности от центра и, конечно, от состоятельности самого зэка», – заявил Осечкин. Суммы, по его данным, составляют от 500 тыс. до 1–2 млн руб. А для осужденных за экономические преступления, может быть, и еще дороже. Поэтому сначала, настаивает эксперт, необходимо продумать механизм, чтобы УДО меньше зависело от администрации колоний и изоляторов.
Среди предложений ФСИН – дать возможность зэкам не дожидаться решений апелляционных инстанций в СИЗО, а по собственному желанию сразу отправляться в колонию. На апелляцию в суде, напомним, может уйти до нескольких месяцев. В СПЧ эту инициативу поддерживают, отмечая, что норма будет важной для тех, кто и не собирался обжаловать приговор в суде, но апелляционное представление было подано со стороны прокуратуры.
Представители тюремного ведомства на встрече с правозащитниками сообщили, что сейчас проводится и большая работа по оптимизации системы размещения осужденных. Например, прорабатывается возможность направлять их в учреждения по месту жительства одного из родственников. «Предпринят ряд мер для обеспечения отбытия в каждом регионе разных категорий осужденных. Благодаря этим мерам обращения о переводе осужденных снизились на 30%», – отчиталась ФСИН.
По словам замдиректора ведомства Валерия Бояринева, и СИЗО постепенно разгружаются. Он напомнил, что еще в начале 2000-х годов на одного подследственного приходилось менее 2 кв. м, а более 60% СИЗО были в аварийном состоянии. Сейчас же отстраиваются новые помещения, численность обитателей изоляторов снизилась с 287 тыс. человек в 1997 году до 124 тыс. в настоящее время. Бояринев заявил, что благодаря «Программе развития уголовно-исполнительной системы», на которую уже затрачено свыше 57 млрд руб., примерно 72 изолятора удалось привести к современным стандартам.
Во ФСИН осудили практику, устоявшуюся во многих российских регионах, когда территориальные органы ведомства превышают лимит наполнения жилой площади в пенитенциарных учреждениях. И в СПЧ уже готовы некоторые предложения на этот счет. Правозащитники заявили о необходимости наделить начальника СИЗО правом не принимать подозреваемых и обвиняемых сверх лимита. Также они выступают за обязанность администрации СИЗО освобождать из-под стражи лиц, которым на момент вступления приговора в законную силу до конца срока осталось не более трех месяцев.
При этом СПЧ и ФСИН пришли к общему мнению, что иностранцев, осужденных за преступления небольшой или средней степени тяжести – а таковых сегодня примерно 29 тыс., не стоит держать в российских тюрьмах и изоляторах, их следует сразу же экстрадировать в их собственные страны. Инициатором этого радикального шага, по информации «НГ», выступило именно тюремное ведомство, которое настаивает, что такой новый вид наказания должен быть прописан в законодательстве РФ.
комментарии(0)