Фото Pixabay.com
Представители российского бизнеса, по информации «НГ», готовят очередное обращение к властям по поводу взаимоотношений с надзорными и правоохранительными госорганами. Например, несмотря на неоднократные распоряжения президента РФ и уже принятые законы, заключение предпринимателей под стражу по-прежнему используется как механизм давления на них. Бизнесмены просят усилить роль прокуратуры при проведении проверочных мероприятий и даже вернуть ей полномочия по контролю за следствием.
За последние годы российские власти провели несколько реформ, направленных на смягчение административного давления на бизнес. Однако сами предприниматели утверждают, что пока не почувствовали улучшений. Скажем, по итогам их массового опроса выяснилось, что 84% респондентов видят сохранение прежней административной нагрузки или ее увеличение.
Предприниматели отмечают избыточные проверки, после которых на них «налагают чрезмерные штрафы, преследуют, сажают и заводят сфабрикованные дела». Представители бизнеса сообщили о 10 млн проверок в 2017 году. За этот период количество юрлиц, подвергнутых наказанию, выросло на 54% – до 12,2 тыс., а общая сумма штрафов, наложенных контролерами, увеличилась на 500 млн – до 2,6 млрд руб.
В бизнес-сообществе заявляют, что силовики стали чаще проводить неофициальные проверки под видом административных расследований, рейдов и мониторингов, которые не фиксируются в статистике. Такие мероприятия, как правило, инициируются местными властями и выглядят связанными с некими коррупционными интересами. Именно поэтому бизнесмены и просят власть усилить роль прокуратуры в «экономических» расследованиях, чтобы каждое мероприятие проходило под ее надзором и чтобы именно прокурор выдавал санкции на «проведение ареста, принятие мер пресечения, связанных с лишением свободы и т.д.».
В Партии роста бизнес-омбудсмена Бориса Титова утверждают, что речь о том, чтобы лишить самовольные расследования статуса проверок, запретить возбуждать по их итогам административные дела, накладывать штрафы и прочие меры наказания. Сейчас же статистика показывает, что без предварительного согласования проверок, к примеру, Роспотребнадзор возбуждает 25% административных дел, Россельхознадзор – 50%, Росприроднадзор – 60%, а Федеральная антимонопольная служба – все 70%.
«Подключение прокуратуры в какой-то мере может решить проблему, поскольку по итогам таких мероприятий не будут применяться санкции. Для проведения внеплановой проверки нужно будет разрешение прокуратуры, которая будет в каждом конкретном случае оценивать наличие для этого оснований», – пояснил «НГ» руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов. По его словам, это позволит заметно снизить негативные последствия от таких проверочных мероприятий для предпринимателей.
Эксперт также заявил, что большинство бизнесменов продолжают жаловаться на частые злоупотребления со стороны силовиков. Позитивная же статистика, сказал Хутов, складывается из того, что «власти при подсчете учитывают только два вида проверок». Он также считает, что многие либеральные поправки, которые приняты в последнее время в поддержку бизнеса, на практике работают слабо либо госорганы находят лазейки, чтобы их обходить.
Именно поэтому бизнес предлагает также ужесточить уголовную ответственность за незаконные действия чиновников, а не оставлять сегодняшнее наказание предупреждением. Например, в 2017 году прокуратура выявила около 169 тыс. нарушений прав предпринимателей, но из 1,3 тыс. должностных лиц, привлеченных за это к ответственности, большинство – 984 – были лишь предупреждены.
«Несмотря на попытки властей ослабить давление на предпринимательское сообщество со стороны правоохранительных органов, бизнесмены продолжают испытывать колоссальную нагрузку, связанную в первую очередь с их уголовным преследованием. Нередко такое давление заканчивается не только реальным отбыванием наказания в местах лишения свободы, но и полным разорением бизнеса с потерей для обычных граждан рабочих мест, и, как следствие, материальных источников для существования и содержания своих семей», – заявил «НГ» адвокат Антон Соничев. По его словам, нужно, чтобы заработал и механизм ответственности в отношении правоохранителей. «Речь, в частности, идет о ст. 299 УК РФ, позволяющей привлекать к уголовной ответственности за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела. Однако данная статья в настоящее время является скорее декларативной, нежели реально работающей», – пояснил эксперт.
Еще одна инициатива бизнесменов – сделать залог основной мерой пресечения по экономическим делам. За последние два года Верховный суд (ВС) трижды признавал неудовлетворительной работу судей общей юрисдикции при принятии решений о помещении под стражу. Основная претензия ВС в том, что решения принимаются безосновательно, полностью копируя позицию следствия.
комментарии(0)