Фото сайта pravorf.org
Московское бюро по правам человека (МБПЧ) отметило снижение уровня ксенофобии и радикального национализма. При этом на конференции «Пути профилактики национально-религиозного экстремизма в условиях новых вызовов и угроз» обратили внимание на недостаточную компетентность в сфере межнациональных отношений со стороны прежде всего силовых структур. Эксперты предложили провести корректировку антиэкстремистского законодательства и Стратегии государственной национальной политики, чтобы они соответствовали современным реалиям.
Почти 80% участников разных опросов сегодня положительно оценивают межнациональные отношения в стране. По словам руководителя МБПЧ, члена президентского Совета по правам человека Александра Брода, «продолжает нивелироваться выраженность негативизма в отношении представителей различных этнических групп, уходит резкое негативное восприятие выходцев с Северного Кавказа».
На конференции было отмечено сокращение количества публичных акций праворадикальных организаций. Объяснение этому находится во многом в том, что в условиях непростой социально-экономической ситуации люди больше погружены в собственные проблемы. Изначально существенной причиной межнациональных конфликтов эксперты назвали вовсе не этнические различия, а неравномерность развития страны и коррупцию.
Однако, по мнению члена президиума Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимира Зорина, в обществе так пока и не возникло понимания, что терроризм – это война против всего народа. И поэтому, уверен он, «нужно спасать молодежь». Ведь если в 90-е годы ксенофобия, радикальный национализм были уделом старшего поколения, потом это затронуло поколение 35–40-летних, то «сегодня экстремизм и радикализм чрезвычайно помолодели».
Еще большие опасения у правозащитников вызывает растущий произвол со стороны правоохранительных органов. В ходе силовых рейдов, дескать, все чаще стали происходить дискриминационные действия, особенно в отношении мусульман. Критике были подвергнуты и некоторые выступления политиков и депутатов Госдумы, «которые неоднократно вызывали напряженность своими высказываниями в среде различных религиозных и национальных объединений». На некоторые такие случаи правозащитники планируют жаловаться в Следственный комитет и Генпрокуратуру.
Минимизировать проявления экстремизма МБПЧ предлагает с помощью новых специалистов, которые должны появиться у силовиков – переговорщиков, медиаторов, миротворцев. «Нужен новый качественный этап, связанный с правовым просвещением, правовыми консультациями, помощью в адаптации мигрантам», – убежден Брод. Правозащитники обещают помочь усовершенствовать те просветительские проекты антиэкстремистской и антитеррористической направленности, которые уже созданы для сотрудников МВД.
На конференции прозвучало и предложение о более глубокой корректировке Стратегии государственной национальной политики РФ. Правозащитники уже готовят свои поправки к этому документу, а также ряд отдельных инициатив «по предотвращению экстремизма и крайних форм национализма». В частности, предлагается рассмотреть культуру в качестве ключевого фактора гармонизации межнациональных отношений.
Недостаточное значение, по мнению экспертов, придается государственной миграционной политике. В последнее время именно трудовая миграция все чаще становится рассадником деструктивных идей и криминальных элементов. Поэтому на конференции были высказаны пожелания к бизнесу минимизировать объем иностранной рабочей силы, нанимать преимущественно граждан России и стран ЕАЭС. Но при этом, конечно, гарантировать равенство всех национальностей, в том числе при приеме на работу. Властям же предложено узаконить требование об обязательном обучении мигрантов русскому языку еще до приезда в РФ.
Правозащитники напомнили, что стратегия была принята еще до присоединения Крыма, широкого распространения «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации) и вмешательства России в ситуацию в Сирии. Так что необходимо, настаивают эксперты, отобразить в этом документе все новые реалии.
Рекомендовано было провести и существенную правку закона «О противодействии экстремистской деятельности», где практически поставлен знак равенства между ней и понятием «экстремизм». При этом последнее сформулировано крайне неопределенно и пластично, так что «его можно расширить или сузить в определенный момент, то есть применить его так, как это необходимо». Такое мнение высказал на конференции завкафедрой уголовно-правовых дисциплин юридического института «Московский городской педагогический университет» Александр Ростокинский. По его словам, в нынешнем своем виде антиэкстремистский закон, по сути дела, превратился в инструмент политической борьбы – «с его помощью можно устранять любые существующие проблемы, привлекать к уголовной ответственности и пользоваться в политических целях, так как любое общеуголовное преступление может быть признано экстремистским».
комментарии(0)