Убежавший в Литву националист Юрий Горский поначалу демонстративно выказывал уважение символам своей новой страны. Фото со страницы Юрия Горского в «ВКонтакте»
Литовские власти не хотят видеть в стране организатора акций протестов Юрия Горского, сбежавшего из России из-под домашнего ареста по делу об экстремизме. По его словам, Литва рассматривает вопрос о лишении его шенгенской визы. И если оппозиционер не подаст апелляции до конца мая, то его депортируют на родину. Так что пограничные страны Евросоюза начинают более разборчиво относиться к политэмигрантам из РФ.
Как считает Горский, решение миграционного департамента Литвы было политическим, а не юридическим. Оппозиционер недоумевает: в России его преследовали как раз за политические убеждения. Это доказывают и статья 280 Уголовного кодекса (публичные призывы к экстремизму), и постановление о домашнем аресте по возбужденному против него делу.
Горский пояснил «НГ», что «они придумали мне отказать не как просителю политубежища, а как нарушителю «шенгена». Он сообщил, что у него в Паланге есть дом, а с 2014 года – литовская мультивиза. «А сейчас они якобы выяснили, что я националист, и при вновь открывшихся обстоятельствах хотят ее отозвать. Они заявляют, что я якобы угрожаю национальной безопасности», – рассказал Горский.
Горский заявил, что в департаменте процесс по нему проходил с нарушениями. Ему, скажем, был положен нотариально заверенный перевод отказного документа, а не выписки из него. Не был предоставлен и адвокат. Поэтому Горский уже обратился к российскому юристу Николаю Зборошенко, который подтвердил нарушение закона: «Адвокат объяснил, что, поскольку у меня приняли две жалобы по иску к России в ЕСПЧ, уже это должны были учесть и не выносить постановление о депортации. Это противоречит Дублинской и Женевской конвенции».
Сообщил политэмигрант и о том, что «чиновники департамента дают интервью местным СМИ, в которых обвиняют меня в шпионаже». По его словам, «я буду обжаловать и само решение по депортации, и их заявления, в своих исках я дойду до ЕСПЧ». Невозможность таких подозрений Горский объясняет так: «Если бы я был шпионом, то не в Паланге бы сидел, а как минимум в Вильнюсе. А Паланга – это фактически деревня». Националист утверждает, что выбрал Литву для эмиграции только потому, что у него здесь есть дом. Он заявил, что «литовский миграционный департамент давно уже вызывает недовольство у эмигрантов, такое ощущение, что он прямо сотрудничает с путинской Россией».
Причем, если бы Горскому просто отказали в политубежище, то по той же Дублинской конвенции депортация его в Россию была бы запрещена. «А тут как хитро придумано, словно чиновникам миграционного департамента Литвы диктуют из ФСБ – в связи с моими националистическими убеждениями лишить меня «шенгена».
Горский сообщил, что он уже начал искать адвоката в Вильнюсе. «В любом случае добровольно отсюда не уеду. Только насильно меня можно отправить обратно в РФ, да и то очень надо постараться», – заявил Горский.
Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что к русским националистам в Европе действительно относятся с подозрением. «Во-первых, не связан ли на самом деле этот человек с российской властью, то есть это не тот эмигрант, которого ждут в стране. Во-вторых, даже если это убежденный противник режима, все же есть подозрение – сегодня он ругает российского президента, а не станет ли завтра ругать литовского?» – подчеркнул эксперт. Макаркин считает, что из-за демографической специфики прибалтийских республик их власти опасаются принимать эмигрантов-националистов, «они принимают людей с общедемократическими взглядами, которые ориентированы на Европу».
Что же касается литовской собственности, то это, конечно, аргумент при разборе дела в суде, но далеко не основание для предоставления политубежища и гражданства. «Ценностный момент для европейцев наиболее важный. Хотя в любой стране, включая Россию, не особенно хотят принимать иностранных националистов», – заметил он.
комментарии(0)