Михаил Ходорковский уверен, что его соратники рискуют ради будущих перемен. Фото с сайта www.khodorkovsky.com
Сегодня исполняется год, как британская «Открытая Россия» (ОР) была признана «нежелательной организацией». За это время, как выяснила «НГ», к ответственности за сотрудничество с ней были привлечены 32 активиста российской ОР в 14 регионах, и преследование продолжается. Основатель движения Михаил Ходорковский, в свою очередь, продолжает готовить планы по реформированию страны после смены власти. Он призвал Запад изолировать окружение Владимира Путина и предрек союз России и НАТО.
«Нежелательной» 26 апреля 2017 года, напомним, была признана британская Otkrytaya Rossia (OR), которая юридически к действующему в нашей стране движению отношения не имеет. Это, как заявили «НГ» в столичной «Открытке», не мешает российским силовикам привлекать к ответственности активистов, сотрудничающих с организацией Михаила Ходорковского.
За минувший год административные дела были возбуждены в отношении 25 членов ОР в 14 регионах страны, еще 7 человек были вызваны в прокуратуру. В антилидерах – Калининградская область и Чувашия, где за «нежелательные связи» преследуют почти весь актив региональных отделений. Высоки масштабы преследования в Екатеринбурге, Казани и Саратове, где были заведены по нескольку административных дел в отношении активистов. В Кирове, Краснодаре, Москве, Новосибирске, Пензе, Ростове-на-Дону, Туле, Ульяновске и Челябинске, как уточнили в пресс-службе ОР, преследования есть, но пока носят единичный характер. В столице, например, к ответственности привлекли экс-председателя совета движения Александра Соловьева.
Кроме того, полиция потребовала дачи объяснений о связи с «нежелательной организацией» у всех участников конференции московского и подмосковного отделений.
Суды за прошедший год несколько раз встали на сторону активистов ОР. Как следует из изученной «НГ» статистики, были выиграны четыре суда в Калининграде, и один суд первой инстанции в Саратове. В других случаях активистам присудили штрафы в размере по 5–10 тыс. руб. Как подчеркнула в разговоре с «НГ» руководитель пресс-службы «Открытой России» Наталья Грязневич, некоторых активистов удалось «отбить» до суда – и их дела были возвращены судом на доработку, а в некоторых случаях прекращены следователями. Это связано с крайней слабостью доказательной базы следствия, говорят юристы: ведь даже по официальным данным Минюста, филиалов британской OR в России нет.
Зампред ОР Дмитрий Семенов, который уже трижды был признан судом виновным в сотрудничестве с «нежелательной организацией», в беседе с «НГ» заметил, что ситуация зависит от конкретного желания силовиков привлечь конкретных активистов в регионах. «Я не исключаю, что таким образом силовики готовят базу для уголовных дел. Но чаще всего речь идет о точечном заказе».
Отметим, что только административными делами по ст. 20.33 КоАП («Осуществление деятельности нежелательной организации») преследования активистов «Открытки», понятно, не ограничиваются. Ряд активистов организации уже покинули страну из-за опасения попасть под уголовное дело и лишиться свободы (см. «НГ» от 14.03.18). В оппозиционной структуре связывают преследования активистов с попыткой остановить деятельность организации в России из-за ее оппозиционной активности.
Тем более что Михаил Ходорковский, как он сам утверждает, уже начал готовить почву для уголовного преследования нынешней прокремлевской элиты (см. «НГ» от 17.04.18). А в своей статье, опубликованной на днях Washington Post, он прямо поставил вопрос о том, как, мол, «можно остановить мафию Владимира Путина». «Вместо наказания России в целом Соединенным Штатам следует нацелить свои ответные меры на Путина и его ближайшее окружение», – говорится в статье. Экс-олигарх подчеркнул, что «истинный враг Запада – а также враг российского народа – это группа из примерно 100 ключевых бенефициаров путинского режима, а также несколько тысяч их сообщников, многие из которых занимают посты в ФСБ и президентской администрации».
Ходорковский призывает искать уязвимые места этих людей, что сам он уже делает с помощью проекта «Досье», где публикуются обвинения в адрес близких к Путину бизнесменов и чиновников. «Они крайне чувствительны к огласке – к тому, что об их действиях станет известно всем, так как привыкли таиться от общества. Они также высоко ценят деньги и роскошь; потеря богатства и комфорта для них болезненна. Идентификация членов группы, изоляция их от их зарубежных ресурсов и публичная огласка их преступлений – таков рецепт успеха при конфронтации с одной из опаснейших мафиозных банд века», – подытоживает Ходорковский.
«Лучший способ целиться по окружению Путина – это указывать на его конкретных членов наряду с их сообщниками и политиками, которых они подкупили. Тогда США и их союзники смогут принять меры, чтобы изолировать их от незаконных доходов – от людей, денег и корпораций, контролируемых ими на Западе», – говорится в статье.
России, в свою очередь, необходимо расширять сотрудничество с западными странами, а не идти по пути самоизоляции, заявил также основатель ОР, отвечая по видеосвязи на вопросы сторонников. Он подчеркнул, что российский ядерный арсенал и так является гарантией того, что страна будет достаточно защищена – значит, можно не тратить деньги на остальные вооружения. «Что касается вхождения в Североатлантический альянс, такой вопрос стоял какое-то время назад, в то время, когда НАТО планировало стать политической, а не военной организацией. И в такой политической организации России было место и стоило участвовать. Сейчас мы опять ушли от этого слишком далеко, и будет ли возвращение назад? Я думаю, вряд ли. Но в том, что нам и Западной Европе необходимо находиться в одной военно-политической структуре, работать на общий интерес, нет никаких сомнений. У нас и у них слишком много общих врагов и угроз».
Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» ранее заметил, что, анонсируя будущую люстрацию и суды над нынешней политической элитой, «Ходорковский учится на ошибках предшественников – либералов 90-х годов». «В 1991 году требующих начать суд над КПСС, провести люстрацию было мало. Арестованы были только члены ГКЧП, не было даже запрета на профессию. Все кончилось приходом к власти бывшего сотрудника советских спецслужб Путина», – подчеркнул эксперт. С другой стороны, прессинг властями РФ активистов Ходорковского, ровно по тем же причинам, будет продолжаться, подытоживает Макаркин.
комментарии(0)