1
4498
Газета Политика Печатная версия

23.04.2018 00:01:00

В школах подняли национальный вопрос

Учителя и родители спорят, каким должно быть преподавание языков коренных народов

Тэги: образование, школа, национальные языки, петиция


образование, школа, национальные языки, петиция Уроки национального языка в школах могут уйти в прошлое. Фото с сайта www.v-chelny.ru

Активисты вступились за национальные языки, потребовав от депутатов отклонить поправки об их добровольном изучении, внесенные в Госдуму. В Интернете появилась петиция на имя президента Владимира Путина, где авторы просят сохранить изучение родных языков народов в обязательной части общего образования. Указывая, что иначе это приведет к нарушению языкового баланса и неизбежному росту межнациональной напряженности. Между тем из ряда школ поступают жалобы обратного характера – дескать, учителя насильно заставляют детей изучать традиционные языки республик.

Споры по поводу национальных языков в школах не утихают. На сайте Change.org появилась петиция, где говорится, что их изучение должно быть обязательным, как и раньше. В противном случае, убеждены авторы, «будут серьезные внутренние конфликты среди родителей и школьных коллективов». За пару дней документ собрал более 2 тыс. подписей, и в ближайшее время его направят президенту.

Напомним, в начале апреля группа депутатов ГД от разных фракций внесли поправки в закон «Об образовании», которыми предлагается родные и государственные языки национальных республик сделать факультативом – то есть по выбору родителей либо их вовсе не посещать, либо изучать на допзанятиях «при наличии возможностей в образовательных учреждениях». По словам авторов петиции, «те, кто придумал новый закон, замахнулись на самое ценное» и «вслед за языком начнут деградировать и национальные культуры». Более того, они настаивают, что идея законопроекта противоречит официальной позиции самого президента. «Который неоднократно отмечал, что «для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиции» и что «нужно обеспечить людям возможность изучения родного языка», – процитировали они слова Путина.

Общественники указывают и на парадоксальность ситуации, дескать, языки российских народов становятся необязательным в школах, в то время как освоение двух иностранных языков и даже ЕГЭ по одному из них – неукоснительным и обязательным для исполнения требованием.

Они призывают парламентариев «отказаться от рассмотрения и принятия» проекта поправок, назвав их «потенциальной угрозой межнациональному согласию, миру и стабильности в стране». Их принятие, считают в Конгрессе, может фактически ликвидировать государственный статус татарского языка в Татарстане. 

Поправки вызывают «недоумение» и у ряда региональных властей, которые прогнозируют «существенное ограничение прав граждан на изучение родного языка в школе». По словам старшего научного сотрудника Института истории Академии наук Республики Татарстан Марата Лотфуллина, проблема еще и в том, что государство не обеспечивает факультативные предметы соответствующими учебниками, поэтому «учителя ходят по республике с сумками и просят учебники». Отменена и подготовка педагогов родных языков – отсюда возникает существенная нехватка рабочих кадров. Он опубликовал исследование, где говорится, что из 5 млн татар более миллиона не владеет родным языком. В регионах татарский язык в какой-либо форме – обязательной программы или факультативов – изучают только 7% татар. 

Однако есть и сторонники законопроекта с противоположной петицией, которую уже поддержали около 4,3 тыс. человек. Они пишут, что, несмотря на поручение президента о праве добровольного изучения национальных языков, в некоторых республиках его по-прежнему игнорируют. Отчего «страдают русскоязычные дети и их родители». А поскольку этот вопрос до сих пор не закреплен в профильном федеральном законе, в правоприменительной практике часто возникают проблемы. К примеру, в прошлом месяце родители девятиклассницы одной из школ Казани были оштрафованы комиссией по делам несовершеннолетних за то, что их дочь не посещает уроки «родного языка и литературы». Чиновники решили, что родители «ненадлежащим образом» занимаются образованием дочери. 

Авторы посетовали, что часы изучения русского языка и литературы все так же беспощадно урезаются. А дошкольники изучают национальный язык «за счет часов по рисованию, лепке и познанию окружающего мира». Есть и жалобы на то, что в некоторых школах Казани на уроках русского бывшие учителя татарского языка начали преподавать краеведение. А изучение русского языка они «ограничивают банальным зазубриванием поговорок и пословиц». Некоторые родители даже хотели перейти на индивидуальное обучение, что, кстати, предусмотрено российским законодательством, однако администрации школ были против. Более того, некоторым родителям пригрозили, что их дети могут быть не аттестованы из-за непосещения предмета «Родной язык».

Кстати, на прошлой недели спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что сейчас республика вместе с Минобрнауки работает над новыми образовательными стандартами и ее представители продолжат настаивать на том, «чтобы убрать эту добровольность»: «Она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1763
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3130
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6551
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9455

Другие новости