Фото Evgeny Feldman for Alexey Navalny's campaign / Handout/Anadolu Agency/Getty Images
Сторонники Алексея Навального высказываются против инициатив о каком-либо союзе оппозиционеров. Дескать, Навальному, способному набрать 10–15%, нет смысла помогать Ксении Собчак и Григорию Явлинскому, результат которых составил менее 3%. По мнению эксперта, эти реальные цифры сравнивать с виртуальными рейтингами Навального все-таки нельзя.
Как отметил один из авторов предвыборной программы Навального профессор IE Business School в Мадриде Максим Миронов, идея объединения оппозиции продолжает обсуждаться. Но идет она, по его мнению, неправильно, потому что не учитывает законов электоральной математики.
Миронов, ссылаясь на результаты выборов Госдумы и президента, как аксиому выдвинул тезис о невозможности каких-либо альянсов без участия Навального. Тем не менее профессор напомнил, что необходимым условием для любого объединения является будущий выигрыш для всех сторон. А избирательная математика, отметил он, утверждает, что при этом каждая из этих сторон может потерять часть ядерного электората.
«Итого мы имеем, что если даже вся демократическая оппозиция – партия Собчак, партия Явлинского, ПАРНАС объединятся, то в сумме они получат около 3%», – заявил Миронов. При этом он, с одной стороны, согласился, что настоящую величину Навального установить непросто, но тут же – как и положено настоящему ученому – выдвинул собственную гипотезу. «Я оцениваю рейтинг кандидата «Забастовка» в 10–15%», – заявил профессор. Это, пояснил он, результат сложных расчетов по различным прошлым выборам. Другое же косвенное свидетельство хорошего рейтинга Навального – это огромная армия волонтеров и сторонников, которая возникла за последний год.
Таким образом, заявил Миронов, когда показатель партии Навального, при условии что ему дают возможность нормальной агитации, составляет 10–15%, а партии Собчак – 1,7%, есть основания полагать, что Навальный потеряет большой процент голосов из-за ее огромного антирейтинга. При объединении с Явлинским арифметика, дескать, аналогичная.
Вариант же обмена высокого рейтинга Навального на возможность участия в выборах, которые есть у Собчак и Явлинского, Миронов тоже отверг. По его мнению, настоящим владельцем их электоральных лицензий является Кремль, который или отнимет их в любой момент, если увидит слишком большой успех оппозиции, или оставит, если поймет, что она проваливается.
При этом Миронов заявил, что все обвинения Навального в вождизме некорректны: «Навальный действует на конкурентном поле, его успех – это результат его таланта. Так же, как успех Apple, Microsoft, Facebook, которые смогли достичь фактически монопольных позиций на своих рынках, – это успех их основателей в жесткой конкурентной борьбе». Кстати, профессор Миронов уверяет, что Навальный занимает социал-демократическую нишу, а следовательно, с либералами ему поэтому и объединяться смысла нет.
Политолог Андрей Колядин, впрочем, пояснил «НГ», что «те, кого называют либералами, – это 15–16% населения страны, которые скептически относятся к власти, желают перемен и готовы идти за новыми лидерами». Эксперт считает, что сторонникам Навального нет нужды мериться рейтингами с другими оппозиционерами. «Надо создавать конструктивное оппозиционное поле и взаимодействовать, а не делиться каждому по маленькой аудитории. Иначе у оппозиции будут лишь как мертворожденные партии и кандидаты, так и набирающие меньше 3% голосов. Вот провластные партии уже давно вместе – держатся за ручку на трибунах митингов», – заявил Колядин.
При этом эксперт скептически отнесся к заявлениям сторонников Навального о низком рейтинге всех остальных либералов по сравнению с его собственным: «Явлинский и Собчак показали хотя бы какой-то результат, Навального же до выборов просто не допустили». Воспоминания о выборах мэра Москвы в 2013 году Колядин счел неуместными: «Политические реалии меняются каждый день. Навальный тогда шел на выборы сразу же после массовых протестов 2011–2012 годов». По мнению эксперта, у Навального обширная аудитория сторонников, которые, правда, обычно не ходят на выборы. Так что при объединении с другими оппозиционерами у него могли бы появиться шансы на преодоление многих избирательных барьеров.
комментарии(0)