У Верховного суда большие планы по либерализации всей системы российского правосудия. Фото со страницы Верховного суда РФ в Facebook
По информации Верховного суда (ВС) РФ, в прошлом году немного увеличилось количество уголовных дел, по которым был применен домашний арест. Судьи стали чаще, чем прежде, отказывать и в заключении обвиняемых под стражу. Однако эксперты объясняют эти цифры лишь колебаниями показателей самой преступности. На практике же суды пока остаются в тесной связке с правоохранителями, что показывает, например, арест бизнесменов Магомедовых.
Если смотреть на данные Судебного департамента при ВС, то выходит, что и следователи стали немного реже настаивать на арестах обвиняемых, и суды стали реагировать на такие обращения гораздо более негативно.
Например, в прошлом году было рассмотрено 126 тыс. ходатайств о заключении под стражу, а удовлетворено из них было менее половины – 55,1 тыс. Годом же ранее таких просьб было около 136 тыс. – и в 123 тыс. случаев они были удовлетворены.
Уменьшилось, кстати, и количество прошений следователей о продлении срока содержания под стражей – с 230 тыс. до 215 тыс. Но, как и в предыдущие годы, суды поддерживают практически каждый такой случай.
В отчете Судебного департамента сообщается и о рассмотрении в 2017-м 7,4 тыс. ходатайств о домашнем аресте, что на несколько сотен случаев больше, чем в 2016 году. Зато обращений о назначении залога стало меньше, чем в 2016-м, – 169 против 194.
По словам омбудсмена по правам предпринимателей, содержащихся под стражей, Александра Хуруджи, эта статистика может означать, что процесс гуманизации уголовного законодательства постепенно набирает обороты. Он, кстати, не исключил, что чаще стала применятся и подписка о невыезде, которая не отображается в отчетах, но все равно их улучшает. Однако озабоченность вызывает точечное применение домашнего ареста и залога. «Очевидно, что эти меры пресечения слабо отработаны на местах. Аппарат предпочитает работать по старинке, избегая новых норм. Суды же пока занимают роль ведомых, редко принимая те решения о мере пресечения, о которых не ходатайствует следствие».
Руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов считает, что пока рано говорить о гуманизации системы. «Положительная статистика» может быть связана лишь с сокращением преступности в прошлом году. О положительных тенденциях, подчеркнул Хутов, должно сказать значительное увеличение домашних арестов и залогов, но пока этого нет. Также он отметил, что ничего не поменялось и с продлением сроков содержания под стражей, а это значит, что «суды, приняв решение об аресте, не готовы в дальнейшем его менять».
Партнер АБ «Деловой фарватер» Павел Ивченков согласен, что «позитивная статистика» не учитывает ряд немаловажных аспектов. «Сильно сократилось количество уголовных дел, которые были рассмотрены судами общей юрисдикции. Но если сократилось и число ходатайств о залоге, то это говорит о том, что заключение под стражу по-прежнему превалирует над альтернативными мерами пресечения», – пояснил адвокат. Тем более что на практике, подчеркнул он, спорные посадки, в том числе и предпринимателей, продолжаются. «Действительно значимых практических изменений и переосмыслений в работе следственных органов и судов при избрании меры пресечения за прошедший год по сравнению с предыдущим не произошло», – заявил Ивченков. Ну а широкая публика смогла на днях убедиться в этом на примере ареста братьев-миллиардеров Магомедовых. 2,5 млрд руб. залога за одного из них не удовлетворили ни следствие, ни суд.
Вот и адвокат Евгений Лоханов в беседе с «НГ» подчеркнул, что на фоне примеров из практической жизни судебная статистика выглядит несколько лукаво, ведь аресты по-прежнему применяются в 90% случаев. Позитивные же изменения в том, что, скажем, судьи стали более требовательны к ходатайствам следователей. Также и в отношении многих предпринимателей применяются более мягкие меры: «Правда, есть и исключения, но они скорее связаны либо с пресловутой личной неприязнью, либо с установкой сверху, либо же с самим поведением обвиняемого».
Между тем в ВС «НГ» подтвердили, что как раз сейчас идет дискуссия о направлениях усовершенствования и либерализации судебной системы. Для «популяризации идей права» при ВС даже создан Клуб имени Дмитрия Замятнина, названного так в память о министре юстиции, который и осуществлял ряд либеральных реформ императора Александра II. Судейское сообщество обсуждает ряд инициатив по повышению собственной прозрачности, что скажется и на принятии решений о мерах пресечения.
Среди этих инициатив, к примеру, введение должности уполномоченного по досудебному урегулированию. Также представители ВС настаивают и на расширении «судейского усмотрения». Еще одно предложение – ввести настоящую «сделку с правосудием», когда прокурор, оформляя человеку, скажем, явку с повинной, обещает ходатайствовать перед судом о заранее оговоренном наказании.
комментарии(0)