Дмитрий Гудков и Ксения Собчак уверены, что Партия перемен окажется не только по-современному организованной, но и более успешной по сравнению с нынешними оппозиционными политструктурами. Фото Карины Градусовой
Лидер «Гражданской инициативы» (ГИ) Андрей Нечаев, экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков и экс-кандидат в президенты Ксения Собчак на следующей неделе проведут первые консультации по преобразованию ГИ в новую Партию перемен. Кроме того, на этой встрече будут обсуждаться и планы ее возможного участия в осенних выборах этого года. Эксперты отмечают, что перспективы у политструктуры Собчак и Гудкова в целом неплохие. Но они станут еще лучше, если ей удастся хорошо выступить на ближайшем едином дне голосования.
Как рассказал «НГ» Гудков, данная встреча пройдет именно в таком узком составе. На ней обсудят и чисто рабочие моменты вроде съезда партии для ее переименования, и вопросы стратегические – об участии политструктуры в осенних выборах. Причем не только мэра Москвы, но и заксобраний в ряде регионов. Пойдет речь и о возможной губернаторской кампании в Петербурге.
«У нас уже есть кое-какая аналитика по регионам. Будем обсуждать, где есть перспективы, где есть люди, какие имеются ресурсы. Навскидку сейчас есть минимум три региона, где у нас могут быть сильные позиции. Так что есть задача прощупать ситуацию, решить, в каких выборах мы примем участие», – пояснил Гудков.
Он подтвердил, что сам «железно» будет участвовать в выборах столичного мэра. У Гудкова уже есть 120 подписей мундепов из 62 районов. А то, что они избраны от «Яблока», не играет роли: «Это все мои сторонники, хотя они и избрались от «Яблока», поддержат они именно меня. У Митрохина, может быть, есть 30–40 подписей, но основная часть за меня. Проблема сейчас больше в том, чтобы получить подписи депутатов от других партий, в частности, от партии власти. Ведь нужны автографы из 109 муниципальных образований», – заявил Гудков.
Он считает, что в разрыве с «Яблоком» не виноват: «Это не я отдалился от них, а они, хотя я все свои обязательства выполнил и активно принимал участие в президентской кампании – агитировал за Явлинского, снимался в его роликах, выступал на съезде. Но последняя моя встреча с Явлинским, правда в присутствии пяти человек, прошла еще в сентябре, с тех пор он не шел на контакт. Последняя попытка с ним связаться была 23 января». Гудков пояснил, что не может объяснить причины такого поведения, напомнив, что его также не включили в число доверенных лиц Григория Явлинского и в Общественный совет при этом кандидате. А «Яблоко» не поддержало его проекта по наблюдению на выборах.
«Я был готов помогать, но мне продемонстрировали, что не нуждаются в моей помощи. Для меня послужило последним сигналом, что Явлинский теперь везде снимается с Митрохиным на фоне плаката «Явлинского – в президенты, Митрохина – в мэры!». А мне уже давно было сделано предложение от Нечаева, а потом ГИ поддержала Ксению Собчак, которая вошла в руководство партией, – и я согласился на сотрудничество», – рассказал «НГ» Гудков.
Новая партия должна стать не вождистской, в ней у людей будет возможность показать себя, будут социальные лифты, напомнил Гудков. Он подчеркнул, что партия готова сотрудничать с другими демократами – ПАРНАСом, «Открытой Россией» и тем же «Яблоком». «Мы, безусловно, всех считаем союзниками», – отметил он.
Например, уже готовится предложение устроить праймериз перед московскими выборами среди всей демократической оппозиции, чтобы в результате выдвинуть единого кандидата в мэры. В регионах, сказал Гудков, целью партии будет создание фракций в заксобраниях – в том числе в Мосгордуме, в парламенте Санкт-Петербурга, чтобы получить «лицензию» для участия в выборах в Госдуму. Не будут забыты и губернаторские выборы.
В общем, Гудков считает, что у этой партии хорошие перспективы, понимая, что «все будет зависеть от нашей активности и настроений в элитах, которые уже устали от отсутствия альтернатив». Однако людей из других партий, обещал он, никто «сманивать» не будет.
Возможно, они начнут переходить туда и сами. Потому что, как рассказал «НГ» источник в «Яблоке», «в партии главное – это демонстрация лояльности Явлинскому, а критика не приветствуется».
Политолог Андрей Колядин сказал «НГ», что если абстрагироваться от темы геополитики, которая не благоприятствует появлению в России новых оппозиционных движений, то у Партии перемен неплохие перспективы. В ходе президентской кампании Собчак, по его мнению, «прекрасно выступила внутри либерального поля, она не разменивалась на размывание повестки – и поэтому получила право продолжать распространение своего политического влияния». Эксперт отметил, что старые демпартии – ПАРНАС и «Яблоко» – хотя и продолжат существовать, но на фоне новой структуры вернуть прежние позиции им будет сложно. Колядин считает, впрочем, что надо еще посмотреть, как будет устроена партия Собчак и Гудкова: «Если они раскрутятся, к ним придут не только из ПАРНАСа и «Яблока», но и из ЕР». Многое решит и участие партии в выборах мэра столицы, если это удастся, то тогда «партия станет еще привлекательнее». Что же касается Питера, то Колядин сомневается, что Собчак пропустят на выборы главы этого города, которым когда-то руководил ее отец – «тогда Собчак станет в оппозиции настоящим центром влияния».
Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что «перспективы хотя и есть, но во многом они зависят от того, как партия будет формироваться». Он указал, что Собчак – человек столичный и незнакомый с партийной работой, а Гудков, конечно, имеет такой опыт, хотя бы после руководства молодежной организацией «Справедливой России». По мнению политолога, именно «выдвижение Гудкова на мэрские выборы послужит неким индикатором: если ему удастся преодолеть фильтр, то это серьезно скажется на перспективах партии». Макаркин согласен с тем, что Собчак, баллотирующаяся в губернаторы Петербурга, – это будет экзотика и для власти, и для большинства россиян, так что подобное вряд ли произойдет. Но в целом ситуация для появления Партии перемен благоприятная: «Судя по президентским выборам, у ПАРНАСа нет будущего, а «Яблоко» занято своим выживанием и вскоре останется не серьезной политической силой, а клубом по интересам».
комментарии(0)