По мнению создателей агитролика, неучастие в президентских выборах чревато неприятными неожиданностями. Кадр из видео YouTube
В Сети появились видеоролики, побуждающие голосовать 18 марта. В большинстве политического подтекста нет, но ряд явно построен по принципам черного пиара. Например, 52-летнего мужчину забирают в армию по указу президента, которого выбрали без его участия. По ходу сюжета оказывается, что также в стране, например, приняты законы в защиту сексменьшинств. Оппозиционные кандидаты уже возмутились скрытой агитацией против себя, но ЦИК пока не вмешивается. Эксперты сошлись на том, что прямо никакие законы не нарушены, и поспорили лишь об эффективности вирусной Интернет-рекламы как таковой.
В наиболее скандальном вирусном ролике рисуется фантастический сценарий последствий неучастия в выборах. Его героя – мужчину 52 лет – приходит забирать в армию усатый генерал. Ведь призывной возраст уже поднят до 60 лет – так решил новый президент. Его сын в черной рубахе и красном галстуке просит 4 млн руб., чтобы отдать в школе за охрану, а на его кухне сидит оставшийся одиноким гей, которого – опять же по закону – «взяли на передержку». Как оказалось, новые законы ограничивают даже количество посещений туалета – и герой, которого играет артист Сергей Бурунов, в ужасе просыпается, чтобы бежать на участок вместе с женой.
Другая агитпродукция, появившаяся нынче в Сети, откровенного политического контекста не имеет. Например, беременная женщина приказывает таксисту гнать быстрее – но не в роддом, а чтобы успеть проголосовать до 8 вечера. Или, скажем, девушка отказывает парню в близости, потому что он не отдал своего голоса на выборах, хотя ему уже есть 18 лет.
Понятно, что именно тот ролик, который явно политически ангажирован, и вызвал сильные эмоции у многих интернет-пользователей. А вот Центризбирком никаких комментариев по этому поводу пока не дает, что многие в оппозиции уже оценили как косвенное доказательство причастности властных структур к появлению данной рекламы.
Например, кандидат Ксения Собчак отметила, что друзья напомнили ей о прошлом – о предвыборном ролике партии «Родина» с таджиками и арбузами и слоганом «очистим Москву от мусора». В начале 2000-х эту рекламу признали незаконной. «Этот ролик, призывающий идти на выборы, – такая же гадость. Мое мнение – можно шутить надо всем. И над Гитлером, и над геями. Но выставлять ЛГБТ угрозой в гомофобной стране – это уже не шутки. Это опять разжигание и унижение тех, кто в меньшинстве», – заявила Собчак. Она однозначно поняла, что видео призывает не просто голосовать, а сделать это в пользу конкретного кандидата.
Руководитель штаба Явлинского Николай Рыбаков сказал «НГ», что «никакого намека на Явлинского в ролике, как ни странно, нет, но видно, что это не творчество масс, а очередное кремлевское пропагандистское видео». Рыбаков, однако, считает, что образ среднего гражданина России выбран неудачно, а значит, «получилось так, что хотели мобилизовать людей на выборы, а высмеяли самих себя, свою же пропаганду». «Яблочник» уверен, что интернет-пользователи вряд ли на этот ролик отреагируют, а по телевизору, где он был бы более эффективен, его не показывают.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил «НГ», что «легитимности избирательной кампании подобные художества не добавляют, это из серии плакатов «Наш президент – наш выбор», где явно есть намек на Путина». Коммунист назвал данные ролики «профилактикой против оппозиции». Он отметил, что в ролике не видно отсылок ни к одному кандидату – разве что «чуть-чуть зацепили Собчак», – кроме Грудинина. «Все негативное там связано с одним политическим флангом: усатый – как Грудинин – генерал, мальчик в пионерском галстуке, 4 млн руб. – явный намек на будущую инфляцию под красным знаменем. Как мы понимаем, из ролика торчат уши Кремля. Очевидно, что против КПРФ идет целая кампания», – заявил Обухов. Он предположил, что такая агитация, конечно, может мобилизовать провластный электорат, но в то же самое время скорее всего разозлит и коммунистического избирателя.
Как пояснил юрист Александр Кобринский, «с точки зрения закона все нормально: здесь нет агитации за или против конкретного кандидата, а агитация за приход или неприход на участки законом не регламентируется». В то же время он подчеркнул, что «в этом ролике явно пропагандируются неполноценность определенных групп населения, в частности сексуальных меньшинств, и расовые предрассудки». И вообще, по его мнению, ролик построен на каком-то околокриминальном языке, а это «свидетельствует о том, что общественная мораль в России приближается к тюремной».
Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров полагает, что, пожалуй, правы те, кто не видит прямых отсылок ни к одному из кандидатов, кроме Грудинина, а «суть ролика – не мытьем, так катаньем затащить людей на участки». Он отметил, что по своему характеру этот ролик напоминает ему скорее кампанию 1996 года и пропаганду против лидера КПРФ Геннадия Зюганова. По словам Петрова, хотя «власть и заинтересована в выборах без скандала, но именно в Москве и Петербурге ее волнует явка, вот на эту аудиторию и рассчитан ролик». В то же время трудно представить, что он сможет кого-то побудить пойти на голосование. «Такого рода реклама могла бы сыграть какую-то роль, покажи ее по ТВ, а из Интернета она до многих не доходит», – пояснил он.
Политолог Андрей Колядин сказал «НГ», что вирусники – это эффективная форма, особенно если они идут вместе с другими пропагандистскими формами. «Политтехнологически они работают, это вовсе не смешно и не бессмысленно – люди пересылают друг другу видео в соцсетях, у нас даже 60% жителей Кавказа являются интернет-пользователями, так что охват реально довольно большой», – отметил эксперт. Он считает, что все ролики хорошо сделаны, они веселые оттого, что построены на абсурде и сатире.
«Задача – не донести до людей правду, а заставить их улыбнуться, посмеяться и рассказать друзьям об этом фантастическом будущем России. Они призваны заставить людей вспомнить о выборах, но они не за кандидата, а за явку. Прямых намеков на конкретных политиков в ролике нет», – подчеркнул Колядин. Однако понятно, что агитация именно в таком виде как раз однозначно и работает на власть: «Если бы ролик намекал на какого-то одного кандидата – например, призывал поддержать Путина, – то этим он бы отсек остальных избирателей. Но ничего подобного нет, а еще прелесть в том, что это стеб в чистом виде». Как подытожил Колядин, такая реклама явно более эффективна, чем звонки по телефону, плакаты или хождение по квартирам.
комментарии(2)
0
Alexander Lavrov 09:49 19.02.2018
ЕСЛИ КТО-ТО ЗАБЫЛ: ВИДЕО С ОФИЦИАЛЬНЫХ КАМЕР ЦИК О МАССОВОМ ВБРОСЕ БЮЛЛЕТЕНЕЙ В 2012 ГОДУ В ПЕТЕРБУРГЕ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ ОСТРОВЕ УЧАСТОК 92!!!. НАГЛОСТЬ БЕЗМЕРНАЯ!!! ищите "Вбросы бюллетеней на УИК № 92 г Санкт Петербург"
1
Андрей 10:41 19.02.2018
Ещё большая страшилка чем Грудинин, это отсутствие явки. Задаемся вопросом, кому это выгодно? Путину? вряд ли (он просто устал). Значит это выгодно тем людям в его окружении , кто ещё не заработал триллиона, кому всегда мало денег и власти, кто боится, что новый всё отберёт, а их отправит не на покой, а в лагеря.