За два с половиной часа глава российского МИДа ответил почти на 40 вопросов. Фото Reuters
В ходе ставшей уже традиционной большой пресс-конференции глава МИДа Сергей Лавров подвел итоги внешней политики в ушедшем году и назвал приоритетные направления для России в 2018-м. Среди них – борьба с терроризмом в Сирии, урегулирование кризиса в Украине и ситуации вокруг КНДР, сохранение договоренностей по иранской ядерной программе. Министр подверг критике Вашингтон за кампанию по демонизации России.
Как следовало из заявлений Лаврова, 2017 год был крайне напряженным. Ситуация в международных делах проще не стала, если не наоборот. В этих условиях главными задачами российской дипломатии были защита национальных интересов, включая интересы наших граждан и российского бизнеса, который все чаще подвергается дискриминации, а также обеспечение адекватного ответа на внешние вызовы. А таких было предостаточно: от продолжающегося конфликта в соседней Украине до опасного роста напряженности на восточных рубежах России – на Корейском полуострове.
При этом на Западе подогревали конфликтность, вели международные дела исключительно на основе диктата и ультиматумов, не слушали точку зрения других центров мировой политики. По словам Лаврова, методы, к которым прибегают США и их союзники, чтобы сдерживать конкурентов, «достаточно сомнительны и недобросовестны», а их спектр широк – от развертывания глобальной системы ПРО до односторонних санкций, экстерриториального применения своего законодательства и угроз решать любые международные проблемы по собственному сценарию.
В частности, на Западе рассматривают Украину в качестве краеугольного камня в противостоянии с Россией. По словам Лаврова, Украина – это тема, которая «достаточно искусственно делается гораздо более масштабной, чем она того заслуживает, и рассматривается как оселок в противостоянии между Россией и Западом в целом». Такой подход, по мнению министра, является «ошибочным» и «абсолютно политизированным». Вот если бы западные страны сосредоточились на выполнении Минских соглашений, а не поддерживали линию Киева, то украинский кризис «был бы давно урегулирован», считает Лавров.
По его словам, США, «демонизируя Россию, вносят главный вклад» в плачевную ситуацию в отношениях между двумя государствами, и Россия «не может не отвечать на враждебные действия». Но «мы всегда стараемся делать это аккуратно, не бросаемся безоглядно «зуб за зуб», «око за око», – сказал Лавров. Вместе с тем «терпеть все абсолютно незаконные действия» Россия не намерена. Среди таких действий он назвал беспрецедентный случай захвата российской дипломатической собственности в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Вашингтоне и заявил о завершении подготовки и начале судебных процедур по этому факту в США.
Отвечая на вопрос, сожалеет ли он, что на президентских выборах в США победил Дональд Трамп, а не Хиллари Клинтон, Лавров пояснил, что «это не то, чем занимается дипломатия – сожалеть о чем-то состоявшемся». «Мы работаем с фактами. И факты таковы, какими мы их видим сегодня. Поэтому мы делаем то, что необходимо для обеспечения интересов России в нынешних условиях», – подчеркнул Лавров.
Впрочем, в действиях нынешней администрации США, несмотря на линию Трампа в ходе предвыборной кампании, сохранилось наследие администрации Барака Обамы. Она, по словам Лаврова, боится честной конкуренции на международной арене по целому ряду направлений, в том числе поставкам газа в Европу. Министр напомнил ситуацию, когда вместо российского газа Старому Свету навязывается гораздо более дорогой сжиженный газ. «Это противодействие «Северному потоку - 2», который называют политизированным, ведущим к расколу Европы и к удушению Украины», – сказал он. Хотя доставка газа в Германию по этому газопроводу на 2 тыс. км короче и в полтора-два раза дешевле, чем через Украину.
Продолжая американскую тему, Лавров отметил, что недавние заявления Трампа по иранской ядерной сделке направлены на ее разрушение. Он предупредил: если США «хлопнут дверью» и выйдут из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), то Тегеран больше не будет считать себя связанным теми условиями, которые прописаны в этом документе. Лавров назвал СВПД одним из важнейших достижений мирового сообщества в том, что касается стабилизации обстановки на Ближнем и Среднем Востоке и недопустимости размывания режима нераспространения оружия массового уничтожения. Он выразил надежду, что европейские страны, которые американцы непременно станут завлекать на свою сторону, без каких-либо изъятий будут придерживаться того, что записано в СВПД, который к тому же был утвержден резолюцией Совбеза ООН.
В ответ на вопрос о своих рабочих планах после президентских выборов в марте Лавров заявил, что считает своей главной задачей сейчас обеспечивать эффективную работу министерства. «У нас есть Конституция, которая четко определяет порядок формирования правительства, и я вас уверяю, что этот порядок будет в полной мере сохранен», – подчеркнул Лавров, занимающий пост министра иностранных дел с 2004 года.
комментарии(0)