Алексей Навальный считает себя единственным реальным противником действующего президента. Фото с сайта www.newkaliningrad.ru
На медиаресурсах Алексея Навального развернута разъяснительная работа по возможному будущему бойкоту президентской кампании. Речь о «стратегии негативной агитации против Владимира Путина и фальшивых выборов», которая будет осуществляться в случае отказа оппозиционеру в регистрации кандидатом. Его сторонники будут убеждать людей не приходить на участки, что должно снизить явку и способствовать делигитимизации всего процесса. Целью объявлен раскол электората действующего президента. Эксперты скептически оценили перспективы бойкота, пояснив, что против навальнистов могут быть применены и законодательные, и полицейские ограничения.
Профессор мадридской IE Business school Максим Миронов – один из официальных авторов президентской программы Навального – разъяснил в соцсетях, в чем суть плана по пресловутому активному бойкоту выборов. Сам он, впрочем, предпочитает называть такого рода действия «стратегией негативной агитации против Путина и фальшивых выборов».
По ходу дела Миронов ответил и яблочнику Борису Вишневскому (см. «НГ» от 12.12.17), который обвинил Навального в работе на Кремль, – ведь падение явки в случае бойкота произойдет исключительно за счет оппозиционного электората.
Миронов не согласился с такой интерпретацией, пояснив, что масштабная кампания по негативной агитации отразится на всех избирателях – в том числе и провластных. По его словам, это повлияет не только на явку, но и на процент сторонников Путина, так как против последнего оппозиция будет активно высказывать разнообразный негатив.
Сторонникам Алексея Навального предлагают бойкотировать выборы без его участия. Фото с сайта www.newkaliningrad.ru |
«Какие-то сторонники Путина, послушав данные аргументы, возможно, перестанут его поддерживать», – отметил эксперт.
Главный же удар по рейтингу действующего президента нанесет нерегистрация Навального: «У многих сторонников Путина может возникнуть подозрение, что он не такой уж сильный и могущественный, если как огня боится конкуренции со слабым противником». Миронов уверен, что у Путина нет иммунитета против такой кампании, поскольку он не привычен к публичной политике. А Навальный, мол, уже доказал, что умеет доносить до людей информацию, выстроил общероссийскую инфраструктуру по доставке этой информации в регионы. «Рейтинг основан на массовой позитивной пропаганде деятельности власти и закрытию каналов для критики. Как только оппозиция находит способ донести критику до масс, рейтинг моментально сдувается. Поэтому в результате негативной кампании мы можем ожидать падение рейтинга Путина на 10% или даже больше», – делает вывод Миронов.
Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров пояснил «НГ», что «Навальному приходится искать способы привлечь к себе внимание с началом выборной кампании, он ведет себя вполне рационально». Но вряд ли тактика бойкота выборов окажется эффективной: расколоть путинский электорат скорее всего не получится.
При этом эксперт заметил: разговоры о том, что Кремлю нужен результат 70% явки на 70% проголосовавших, лишь игра. А на самом деле в окружении Путина понимают, что это невозможно: «Рейтинг поддержки президента – 84%, но даже если на выборы придет 60–70%, а за него проголосует 70%, то все равно получится около 49–54 млн человек, то есть меньшинство избирателей, а значит, не решается проблема вождистской легитимности». Петров уверен, что раз такие результаты недостижимы, то и задачи по их достижению не стоит, и Путина вполне устроят цифры 2012 года (64% явка, 63% голосов). И главное для власти – провести выборы тихо, гладко и без скандалов, особенно в Москве и Петербурге.
Что касается попыток активного бойкота, Петров в их успехе сомневается: «Власть их может легко пресечь, ей ничего не стоит прекратить любую деятельность Навального». И хотя сейчас одних только зарегистрированных на сайте волонтеров у него около 160 тыс. человек, многие из них бойкотом скорее всего заниматься не станут и, вероятнее всего, перейдут к Ксении Собчак.
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц напомнил, что еще никому и никогда не удавалось провести эффективную кампанию активного бойкота на федеральном уровне. «Участников бойкота сложно посчитать: как определить, к примеру, какие бюллетени испортили намеренно, а какие случайно? А не приходящих на выборы по политическим соображениям граждан и вовсе невозможно отделить от просто аполитичных», – отметил Мельконьянц. Эксперт предположил, что активисты Навального продемонстрируют изобретательность в части подачи материала, но и правоохранительные органы, очевидно, будут им противодействовать: изымать эти материалы и привлекать агитаторов к административной ответственности. Мельконьянц пояснил, что формально негативная активность не запрещена, если нет экстремистских лозунгов и принуждения к избирателям не ходить на выборы.
«Однако точно будут попытки подвести материалы Навального под запретительные нормы, но с точки зрения не выборного, а антиэкстремистского законодательства», – отметил эксперт. Он подчеркнул, что с началом выборной кампании навальнисты не смогут использовать образ своего лидера, которому будет отказано в регистрации, и в негативном ключе вести агитацию против других кандидатов, в том числе против Путина. «ЦИК поднимет вопрос о том, из какого избирательного фонда оплачены материалы по бойкоту, законны ли они. После чего, возможно, придет к заключению, что распространять их нельзя, и объявит такую агитацию вне закона», – заявил «НГ» Мельконьянц.