Фото агентства городских новостей "Москва"
Замоскворецкий суд Москвы приговорил экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева к восьми годам колонии строгого режима, признав его виновным в получении взятки. Эксперты и политики, комментируя решение суда, назвали приговор политической местью в отношении экс-министра. Однако окончательно его судьба ясна – его могут освободить из колонии по состоянию здоровья, а также выпустить по УДО через пять лет. Также он может попросить президента о помиловании.Вердикт огласила судья Лариса Семенова. После этого Улюкаев был взят под стражу, на него надели наручники и отвели в клетку для арестованных в зале суда.
Затем осужденного вывели из зала суда, чтобы отвезти в один из столичных СИЗО, где экс-министр будет дожидаться вступления приговора в законную силу. Отметим, что защита Алексея Улюкаева уже объявила о несогласии с приговором и намерении его обжаловать, а сам он заявил, что «продолжает надеяться». Также суд назначил экс-министру штраф в размере 130 млн рублей, и вынес запрет занимать должности в органах власти.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что судя по приговору, «Улюкаев был заподозрен в нелояльности»: «Ходили слухи, что он хотел покинуть пост министра и переехать на ПМЖ в одну из европейских стран. Похоже, что это были не слухи».
Основатель «Яблока» Григорий Явлинский, комментируя приговор, сказал, что система, по сути, вынесла это приговор в целях устрашения, поскольку никакого доверия данный суд не вызывал. «Можно быть таким, как Немцов, а можно — таким, как Улюкаев. Исход одинаковый. Система такая. Она не терпит здравого смысла. Никакого и ни в чем. Восемь лет строгого режима для 61-летнего экс-министра — в целях устрашения. Никакого доверия состоявшийся суд не вызывает. Ни малейшего, - рассуждает Явлинский. - Ничего не выглядит доказанным, главный «свидетель-организатор» Сечин в суд не является и из дела исчезает. Накануне Путин все это публично оправдывает и говорит, что «решить может только суд». Вот такое у нас правосудие. И это только начало».
По мнению руководителя Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, приговор Улюкаеву выглядит диссонансом на фоне общего состояния российской околовластной элиты. «Ждем теперь массовые посадки коррупционеров? Или он один сядет для картинки? – говорит Миронов. - Такой одинокий приговор в насквозь коррумпированной стране выглядит диссонансом, аномалией. Как резкий скрежет по стеклу.
Впрочем мы живем в мире виртуальном, а в нем у нас развернута «антикоррупционная борьба» и вот - результат. И ничего что не сел Сердюков, зато хоть кто-то, но сел, а значит «правда есть» - так это сможет трактовать пропаганда».
«И безусловно это акт устрашения – мол, в нашей системе возможно все, - добавил Миронов. - Как решат высшие лица, так и будет. И законы расступятся перед ними, потому что они и есть закон. Не важно доказана ли вина и была ли она и хуже у Улюкаева, чем у других, тех, что не сел. Раз есть на то воля, значит сядет. Кого хотим -посадим, кого хотим - помилуем. Этим вновь подтверждены самовластные «правила игры».
С другой стороны, до конца будущая судьба 61-летнего экс-министра пока не определена. Источник государственного информагенства ТАСС в судебной системе сообщил, что Улюкаев «может быть освобожден от отбытия наказания в колонии в связи с наличием у него заболеваний, препятствующих нахождению под стражей или отбыванию наказания в виде лишения свободы, в соответствии с действующими постановлениями правительства», - пояснил собеседник агентства.
Он отметил, что постановление правительства РФ позволяет освобождать помещенных под стражу лиц с тяжкими заболеваниями, а также тяжелобольных, приговоренных к лишению свободы, а его защита неоднократно жаловалась на проблемы со здоровьем экс-министра. Выход по УДО, в случае приговора к отбытию наказания в колонии строго режима, возможен не ранее, чем после отсидки трех четвертых срока, то есть пяти лет в ситуации Улюкаева. Также экс-министр может написать прошение о помиловании на имя президента России.
Отметим, что Алексея Улюкаева обвинили в получении взятки в размере 2 млн долларов от главы "Роснефти" Игоря Сечина. Гособвинение просило для 61-летнего бывшего чиновника 10 лет лишения свободы и штраф в 500 млн рублей.