Лидеру ОПР Андрею Бажутину (слева) зачисление организации в реестр иноагентов осложнило предвыборную кампанию. Фото с сайта www.semnasem.ru
Прошло первое собрание инициативной группы по объединению социальных протестных групп в Конфедерацию. Решено проводить акции в поддержку друг друга. К сотрудничеству готовы активисты из 40 регионов. Между тем наиболее известные своими протестами «Объединение перевозчиков России» (ОПР) и «Вежливые фермеры» в организацию пока не вошли.
Как пояснил «НГ» руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, еще Конфедерация формально не создана. На момент подписания этого номера «НГ» проводилось первое общее собрание. Поэтому пока нет ни окончательного названия структуры, ни ее устава.
Тем не менее, как пояснил эксперт, «по факту произошло создание Конфедерации разных социальных групп, активисты уже договариваются о совместных планах». По словам Миронова, «самое главное, что, хотя протест растет по всей стране давно, объединиться для защиты собственных прав и интересов разные группы в таком масштабе решили впервые». Эксперт отметил, что инициатива изначально исходила снизу. Сейчас в организацию точно входят шахтеры из города Гуково Ростовской области со своим движением «Народное единство», горняки из Воркуты, валютные заемщики, обманутые дольщики, активисты народного движения «За жилье». Переговоры ведутся с дальнобойщиками и фермерами, отдельные представители которых присутствовали на недавнем Всероссийском съезде правозащитников.
Миронов сообщил, что планируется работать и отдельно по проблемам каждой группы, и организовывать совместные действия – в том числе и акции протеста. Также планируется отстроить региональную сеть – участвовать будут активисты из 40 субъектов РФ. Координаторами всей этой деятельности выступает он сам вместе с главой движения «За права человека» Львом Пономаревым.
По их мнению, «теперь у каждой, даже маленькой протестной группы появится шанс быть услышанной». Чтобы, как обычно делают власти, нельзя было припугнуть отдельных активистов, других – привлечь к суду и тем самым погасить конфликт, для самих недовольных ничего так и не сделав. «Теперь людям, которые решили встать на защиту своих прав, есть к кому обратиться за поддержкой, протест больше не будет замыкаться в рамках узких групп и отдельных регионов, межрегиональное сотрудничество не позволит его локализовать и замылить. А значит, они смогут почувствовать и услышать не только грохот неумолимо несущегося на них бульдозерного катка государственной машины, но и силу настоящего народного единства, которую они собой представляют», – говорится в проекте декларации Конфедерации.
Пономарев же сообщил «НГ», что все же намерен вовлечь в организацию «Вежливых фермеров» с Кубани: «Я с ними давно работаю, добился, чтобы прекратили уголовные дела на их лидеров, заведенные после тракторного марша». Он пообещал, что правозащитники будут собирать по всей стране факты ущемления прав тех социальных групп, которые вошли в движение. «Мы будем создавать отдельные базы по проблемам шахтеров, обманутых дольщиков, фермеров и т. д.», – пояснил Пономарев. Миронов же сообщил, что фермеры пока отказались от участия в организации, поскольку испугались еще больших для себя проблем. А вот в ОПР обещали подумать о вступлении.
Однако у этой организации сейчас возникли серьезные проблемы – 1 декабря ОПР внесено в список НКО-иноагентов. Как пояснил «НГ» лидер ОПР Андрей Бажутин, «мы расцениваем это как провокацию – пожертвование пришло от частных лиц нам на автопробег, ни от каких-то организаций или фондов». Он также напомнил, что для внесения в спецреестр нужна совокупность факторов, а ОПР между тем не занимается политической деятельностью. Он пояснил, что деньги пришли от четверых немецких частных лиц – в размере 247 тыс. руб., то есть по тысяче евро с человека. Дальнобойщики даже не имеют понятия, кто это такие: «У нас есть только имя фамилия и банковские реквизиты. И мы не имеем возможности ездить по Германии и выяснять, кто это, хотя за пожертвования и благодарны». Бажутин предположил, что это могли быть знакомые немецкие дальнобойщики, с которыми ОПР обсуждала европейский опыт – систему Toll Collect («НГ» от 28.03.17).
Бажутин заявил, что деятельности ОПР приобретенный статус никак не помешает, но он может отразиться на его планах участия в президентской кампании. «Сейчас много таких законов, люди, выступающие за правду и справедливость, рискуют получить ярлык иностранного агента. Но главное, что теперь по закону я не могу быть выдвинут от ОПР, а его активисты не смогут войти в инициативную группу по выдвижению. Так что мне надо искать не 100, а 500 человек. Мы собираем людей, не входящих в ОПР, с 20 по 28 декабря в Москве», – подчеркнул Бажутин.
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский полностью поддержал инициативу и пообещал приложить усилия, чтобы ей была оказана поддержка со стороны СПЧ. По мнению Шаблинского, создание такой конфедерации «очень своевременно», поскольку в последнее время происходит реальное ущемление социальных и трудовых прав, возникают трудности с выплатами зарплат и т.д.