Государственный язык республики необязательно является для ее жителей родным. Фото с сайта www.school39.ru
Совет Европы (СЕ) напомнил России об ее обязанности поддерживать и развивать национальные языки и упрекнул власти в игнорировании ряда международных конвенций. Между тем хотя «языковая проблема» в Татарстане вроде бы и решена, но консенсуса не получилось. Федеральный Центр, по сути дела, принуждает национальные регионы к подчинению, а те настаивают, что ситуация требует нового законодательного регулирования.
В СЕ напомнили, что при своем вступлении в эту организацию Россия подписала ряд соглашений. Среди них есть Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств (РКЗНМ) и Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств (ЕХРЯМ). Второй документ РФ так и не ратифицировала.
Что же касается РКЗНМ, то эксперты СЕ сейчас готовят доклад о том, как реализуются его положения. К работе привлечены в том числе и российские общественные организации, защищающие интересы различных этнических групп.
И в СЕ уже заявляют об обострившихся языковых конфликтах в ряде национальных субъектов РФ. И хотя, скажем, власти Татарстана вроде бы официально отказались от обязательного преподавания в школах местного языка для всех, споры по этому поводу в обществе не утихают. Да и региональные власти, похоже, лишь подчиняются указаниям сверху, но не соглашаются с ними. Подтверждением того, что консенсуса так и не найдено, может служить, скажем, отставка вице-премьера Татарстана Энгеля Фаттахова, который до конца настаивал на обязательности татарского языка хотя бы для учеников начальной школы.
Между тем к дискуссии, поднятой в Татарстане, подключаются новые нацреспублики – к примеру, в Башкортостане только что прошел митинг в защиту башкирского языка, проведению которого власти, впрочем, попытались помешать. Языковые разногласия есть и на Северном Кавказе.
Как известно, президент Владимир Путин поручил обеспечить добровольность изучения языков народов России в субъектах РФ, заявив одновременно о недопустимости сокращения русского языка в школах нацреспублик. Генпрокуратура уже направила в Кремль отчет о результатах проверки.
В нем сказано, что нарушения были во всех национальных республиках. Большинство из них – в Татарстане, Башкирии, Якутии и Чувашии. Речь идет о жалобах родителей учеников на принудительное изучение национальных языков и уменьшение доли изучения русского языка.
На днях в Приволжском федеральном округе (ПФО) прошло совещание федеральных и региональных чиновников, которые подвели первые итоги выполнения поручений президента. В заседании участвовали депутаты Госдумы, омбудсмены, представители региональных общественных палат.
Речь шла, в частности, о том, как сохранить качество преподавания родных языков народов республик РФ и нормативно урегулировать право на его изучение. По словам полпреда президента в ПФО Михаила Бабича, «языковая проблема» в национальных регионах возникла из-за смешения таких понятий, как государственный язык республик и родной язык народов, что совсем не одно и то же. «Государственные языки определяются законодательством субъектов РФ. Родные языки – гражданином, родителями и законными представителями. Никто никогда в РФ не запрещал изучение родных и государственных языков. Наоборот, это право, предоставленное нашей Конституцией и федеральным законом», – разъяснил он. По словам Бабича, анализ международного законодательства показал, что ни в одной стране мира нет такого понятия, как «госязык региона».
Эксперты же обратили внимание на то, что в Татарстане, Башкортостане и Чувашии проблемы с интерпретацией законодательства копились всю постсоветскую историю. И сейчас наступил момент, когда необходимо их разрешить, ответив в том числе на множество обращений, поступивших в ту же прокуратуру и в адрес президента РФ. Также было заявлено, что тем самым будут пресечены попытки «играть» на «языковой проблеме», а значит, дестабилизировать политическую ситуацию.
На совещании в ПФО было выделено два ключевых момента. Во-первых, это необходимость во всех российских регионах довести объем изучения русского языка до уровня, рекомендованного Минобрнауки: «То есть обязанность изучать государственный язык должна быть обеспечена в необходимых объемах в общеобразовательных учреждениях». Во-вторых, обеспечить добровольное изучение родных и государственных языков в субъектах РФ, «чтобы не было перегибов, попыток административного давления».