Фото агентства городских новостей "Москва"
Центризбирком представил систему оповещения граждан о президентских выборах 2018 года. Побудительная реклама от ЦИКа будет представлять собой в том числе разъяснение относительно способов и мест голосования для тех, кто 18 марта окажется не дома. В ведомстве поясняют, что надеются повысить явку путем эффективного информирования электората. Эксперты подчеркивают, что задачу поднять у граждан уровень доверия к выборам власть поставила именно перед Центризбиркомом. А он это может сделать только техническими методами – отсюда и рапорты об электронных урнах для 30 млн избирателей и видеокамерах на 80% участков.
Обеспечение явки избирателей на участки, судя по всему, будет главной задачей ЦИКа на президентских выборах. Это стало понятно после презентации визуальной концепции избирательной кампании. Центризбирком будет уделять повышенное внимание эффективному информированию избирателей. Главной задачей ЦИКа на президентских выборах становится обеспечение. Это подтвердила и глава ЦИКа Элла Памфилова: «Мы этому направлению придаем огромное значение и глубоко убеждены в том, что от того, насколько эффективно сработаем, насколько мы доведем информацию до избирателей, во многом зависит, пойдут ли люди на выборы. Это один из важных факторов, который может повлиять естественным образом на явку».
По словам Памфиловой, на этот раз агитация со стороны ее ведомства будет носить сущностный характер: «Мы стремимся к тому, чтобы была полная информация: где, когда будут проходить выборы и как наши избиратели, граждане РФ, могут принять в них участие, знание о кандидатах и их политических программах, чтобы все это было доступно». Памфилова отметила, что активная разъяснительная работа начнется буквально на следующий день после официального объявления о начале кампании.
Как заявила глава ЦИКа, «мы поставили себе амбициозную цель – к марту 2018 года каждый гражданин России, где бы он ни находился, должен знать о выборах президента РФ».
29 ноября на заседании Центризбиркома и были представлены образцы агитационной продукции. В их разработке участвовала фирма «ИМА-консалтинг», которая выиграла специальный конкурс. Политконсультанты, в частности, занимались выработкой логотипа побудительной агиткампании. 77 лучших вариантов представляли собой различные символы – галочку, ящик для голосования, птиц, силуэты семей, весенние воды, флаги и башни Московского Кремля, мост в виде триколора, часы.
Однако, как пояснила Памфилова, единогласно выбран логотип, который победил на фокус-группах, – под надписью «2018 марта выборы президента России» изображен триколор в виде ленточки. Готовы и два видеоролика – с разъяснениями, куда идти, если день голосования застал человека вдали от дома. Второе видео – анимационное и явно предназначенное для молодежи.
В ЦИКе отметили, что информировать избирателей станут не только через традиционные каналы. Мобилизованы будут и социальные сети. «Каждый должен знать, что в стране выборы. Он должен сам решать, идти на выборы или нет, но знать должен», – подчеркнула Памфилова.
Еще одно пиар-агентство – «Михайлов и партнеры» – было привлечено для донесения всей этой агитации до избирателей, повышения у них интереса к выборам и всеобщей вовлеченности в избирательный процесс. Представители фирмы уже подсчитали, что Интернет с телевидением все-таки сравнялся. Время, затраченное аудиторией на потребление медиа, распределяется так: ТВ – 237 мин. в день, Сеть – 239 мин. Причем среди молодежи приверженность последнему источнику информации, понятно, еще значительнее.
Первый этап побудительной агиткампании – «Информирование» – стартует 17 декабря, планируется охватить 35% населения. Второй этап – январь-февраль 2018 года – называется «Пробуждение». Здесь охват должен составить 54%. И, наконец, третий этап – «Атака», когда с 1 по 17 марта людей будут убеждать прийти на выборы и привести всех знакомых, должен охватить 74% населения. Сообщается, что на информационную кампанию ЦИК потратит порядка 770 миллионов рублей.
Между тем в Центризбиркоме подчеркнули, что оснащение участков электронными урнами тоже сыграет важную роль. ЦИК планирует обеспечить до 30 млн избирателей возможностью проголосовать с применением комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов) и комплексов электронного голосования (КЭГов). Об этом сообщил замглавы ЦИКа Николай Булаев. Отметим, что в России более 111 млн избирателей.
Позаботятся в Центризбиркоме и о прозрачности выборов, что должно еще более повысить доверие к ним. Участки для голосования будут оснащены самым совершенным в мире видеонаблюдением. Правда, полного охвата страны пока не получается. По словам Булаева, «80% населения будет голосовать там, где есть видеонаблюдение, – в этом случае говорить о каком-то недоверии достаточно сложно».
Руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров заявил «НГ»: «Сомнений в итогах голосования нет никаких. И в этих условиях люди не чувствуют потребности идти на участки. Поэтому Кремлю важны два результата: во-первых, как будет выглядеть явка по сравнению с предыдущими президентскими выборами, а во-вторых, как будет выглядеть результат кандидата власти по сравнению с социологическими прогнозами».
Член экспертного совета при главе ЦИКа, сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин сказал «НГ», что «власть сильно обеспокоена невысоким доверием граждан к выборам». А между тем выборы – это демократический институт, и если люди не доверяют механизму избрания власти, они не доверяют и самой власти. Явка как раз является индикатором доверия к выборам. «Власть хочет показать через явку степень своей поддержки», – отметил Бузин. Он напомнил, что обычно все власти стремятся сделать хорошую явку. «Но сейчас власть решила по максимуму отказаться от приписок, вот и мобилизуют людей разными способами», – подчеркнул он.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский пояснил: «Есть ощущение, что на предстоящих выборах явка будет невысокой, как и на парламентских выборах прошлого года. Но вроде бы есть установка, что явка должна быть около 70%». Эксперт подчеркнул, что у властей пока нет понимания – должны они обеспечивать очень высокую явку или среднюю. А перед ЦИКом в этих условиях единственная задача – повышение явки за счет информирования граждан. «На думских выборах ЦИК не прилагал дополнительных усилий к этому. И теперь Памфилова опасается, что если явка опять будет невысокой, ответственность ляжет на ее ведомство. Если придет мало народа, она скажет, что ЦИК сделал все что смог», – полагает Туровский.