О гуманизации уголовного закона бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал в СИЗО «Бутырка». Фото предоставлено пресс-службой Партии роста
Партия роста (ПР) бизнес-омбудсмена Бориса Титова в ближайшие выходные проводит съезд скорее всего для выработки позиции по выборам президента. И все четверо потенциальных претендентов от ПР уже высказались против поддержки Владимира Путина их политструктурой. Однако пока непонятно, а выдвинет ли вообще партактив кого-нибудь из них. Например, объявленные загодя праймериз, по сути дела, так и не состоялись.
Партийный слет пройдет с 24 по 26 ноября в Абрау-Дюрсо – вотчине самого Титова. Планировалось, что ПР определится с форматом своего участия в президентских выборах. Хотя внутрипартийное голосование было фактически сорвано после заявлений его участников, что они собираются конкурировать с Путиным. А Титов вообще заявил, что ПР может никого и не выдвигать, а наоборот, поддержать действующего президента.
Поэтому от идеи широких праймериз с интернет-голосованием партия отказалась моментально. И на сайте ПР в итоге остались лишь страницы четверых выдвиженцев. Соревнуются друг с другом, как известно, федеральный секретарь ПР Александр Хуруджи, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, член федерального политсовета партии Дмитрий Потапенко и депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева.
Наибольшую активность проявил, пожалуй, Хуруджи. Недаром именно вместе с ним Титов в понедельник и презентовал поправки в уголовное законодательство, которые могли бы серьезно разгрузить СИЗО и избавить людей, обвиняемых в мелких преступлениях, от пребывания за решеткой. Хуруджи пояснил «НГ», что раз Титову программа по гуманизации уголовно-исправительной системы близка, то было бы разумно, если с ней выступал бы и кандидат в президенты от ПР.
На вопрос корреспондента «НГ», означает ли участие в презентации, что он является фаворитом у делегатов предстоящего съезда, Хуруджи ответил отрицательно: «Если мне доверят эту роль, я пойду, а все вопросы в комплексе знает только сам Титов». Однако именно Хуруджи реализовал план по посещению более десяти регионов в рамках праймериз. «Я объездил почти всю страну – и Татарстан, и Владивосток, и Центральную Россию», – сказал он «НГ».
Вслед за Хуруджи идет и Потапенко, рассказавший, что он объездил 8 городов. Но настаивать на своем выдвижении в ходе съезда Потапенко не станет, хотя на все вопросы коллег и ответит. Потапенко пояснил, что его программа была бы интересна широкому кругу экономически активных граждан: «Все они понимают, что находятся в социальных тупиках, выход из которых можно найти в моей программе».
Мариничев, выступающий против попрания свободы в Интернете, в беседе с «НГ» пояснил, что его предвыборная кампания свелась к организации телемостов с регионами: «В моем случае это оказалось эффективнее, чем поездки. Я буду стараться, чтобы на слете коллеги поддержали именно мою кандидатуру».
Четвертый кандидат – Дмитриева, ныне возглавляющая фракцию ПР в питерском Заксобрании, изначально была против идеи широких праймериз. Ведь ее избиратель, может быть, не слишком активен в Сети, но как раз ходит на выборы. Хотя бы поэтому ее выдвижение от ПР и выглядело бы как прямой вызов Путину, на что ПР скорее всего не решится.
«На партийный слет в Абрау-Дюрсо я поеду с программой социально-экономической альтернативы. Что она собой представляет, коллеги прекрасно знают. Так что им останется только принять решение», – сказала «НГ» Дмитриева.
Единственное, что солидарно поддержали все четверо опрошенных «НГ» претендентов, – ПР точно не надо поддерживать нынешнего президента, хотя такой вариант не то чтобы не исключен, а как раз скорее всего и наиболее вероятен. Потапенко считает, что «Путина и так есть кому выдвинуть». Мариничев уверен, что ПР должна дать кандидата той части общества, «которая думает иначе». Дмитриева же заявила о необходимости показать альтернативу социально-экономическому курсу Путина. Впрочем, в конце ноября солидаризироваться или конкурировать, собственно, пока и не с кем.
По мнению эксперта, ПР не удастся выдвинуть кандидата, который устраивал бы партию, но при этом устраивал бы и власть. Поэтому сразу и было решено отказаться от широких праймериз, а решение по президентским выборам свести к кулуарным договоренностям. «В модерируемом политическом поле не так легко выдвинуть того, кого хочешь ты. Важно, чтобы это желание совпало с желаниями власти, – рассуждает политолог Андрей Колядин. – И поэтому появление кандидатов, способных отнять часть голосов у президента, сомнительно».