Секретарю ОП РФ Валерию Фадееву придется отвечать за работу большинства наблюдателей. Фото с сайта www.oprf.ru
На следующей неделе ЦИК заключит с Общественной палатой (ОП) РФ соглашение о расширении круга наблюдателей на президентских выборах. По информации «НГ», для этого ОП сможет отбирать и обучать гражданских активистов. Федеральную и региональные палаты также привлекут к работе по повышению внимания граждан к избирательной кампании. Между тем Центризбирком в очередной раз разъяснил, какого рода кандидаты допущены на нее не будут.
Госдума уже одобрила в первом чтении законопроект о допуске членов всех общественных палат в качестве наблюдателей на президентские выборы. На будущей неделе он будет принят окончательно, а стало быть, успеет вступить в силу до официального старта кампании – 8 декабря. Как стало известно «НГ», расширение избирательных полномочий ОП этим не ограничится. Общественники также займутся агитацией за выборы, то есть повышением явки.
И на следующей неделе, 21 ноября, на общероссийской конференции по подготовке к выборам глава ЦИК РФ Элла Памфилова и секретарь ОП Валерий Фадеев подпишут соглашение о сотрудничестве. Документ состоит из нескольких пунктов. В одном из них говорится, что помимо прямого наблюдения на выборах ОП также возьмет на себя обучение членов избиркомов и наблюдателей.
По словам замсекретаря ОП Александра Точенова, представителей региональных ОП не хватит на все избирательные участки, а значит, придется привлекать гражданских активистов. «Для этого их сначала нужно отобрать, а затем обучить», – сказал он «НГ». Также ОП, судя по документу, будет «содействовать ЦИКу в проведении мероприятий по развитию правовой культуры и электоральной активности избирателей».
В ОП заявляют и о необходимости наделить общественников функцией наблюдателей и на выборах других уровней. Один из авторов законопроекта, глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников в ходе дискуссии заявил: «По поводу других выборов будем смотреть, как это будет работать, сколько это будет стоить. Это очень прогрессивная норма, которая может быть распространена и на выборах других уровней».
Точенов указал, что обязательно найдутся и противники этой идеи – некие «организации с большевистским уклоном», которые хотят монополизировать наблюдательную деятельность. «Но мы не со стороны партии или избирательных комиссий, мы представляем только интересы общества», – подчеркнул замсекретаря ОП.
Но глава комиссии Совета по правам человека (СПЧ) по избирательным правам Илья Шаблинский опасается, что ОП с миссией не справится – и работа общественных наблюдателей на участках обернется профанацией. В подтверждение Шаблинский напомнил о печальном опыте с набором в Общественные наблюдательные комиссии за правами человека в колониях. Он, кстати, напомнил, что правозащитники настаивали на привлечении к наблюдению не вертикаль ОП, а профильные общественные объединения вроде «Сонар», «Голоса», «Гражданина наблюдателя».
Напомним, что на выборах президента в 2018 году, кроме того, ожидается не менее тысячи международных наблюдателей. Но уже сейчас возникают проблемы, ставящие под сомнения их объективность и компетентность. Например, наблюдать за местными выборами в Москве осенью этого года пригласили парламентария из Швеции Павла Гамова (члена партии «Шведские демократы»). Как пишет шведская пресса, тот устроил скандал, требовал себе в гостиницу «девочек» и якобы грозил, что иначе «я как наблюдатель выступлю в СМИ и скажу, что вы мошенничаете на ваших российских выборах».
Но, конечно, вряд ли именно из-за этого случая в Совете Федерации сейчас готовится предложение о полном отказе иностранцам в допуске к наблюдению за выборами. Как считают сенаторы, эти меры нужны, «чтобы никто на пушечный выстрел не подходил к нашим избирательным участкам и избирательной системе». Глава временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета Андрей Климов рассказал о некой программе, которую якобы использовали в Москве, чтобы указывать избирателю, «куда идти и за кого голосовать». Однако почему с такими программами нельзя бороться в рамках действующего законодательства, он не уточнил.
По словам же Памфиловой, несмотря на то что до официального начала президентской кампании осталось больше месяца, «некая избирательная лихорадка набирает обороты». Например, выросло количество претендентов из числа судимых по тяжким и особо тяжким статьям. Впрочем, эта тенденция не совсем нова – по данным Центризбиркома, за 3,5 года около 250 кандидатов не были допущены до выборов разного уровня из-за неснятых или непогашенных судимостей. Многие из них, напомнила Памфилова, пытались опротестовать отказы в суде, но ни один не добился успеха.
При этом она заявила, что избиркомы не должны интерпретировать приговоры судимых кандидатов, рассуждая, были ли они несправедливыми или политически мотивированными. «Когда идут разного рода интерпретации или такого рода утверждения, что приговор был несправедливым, «понятно, что это политический». Это не наша компетенция – обсуждать, с чем был связан приговор, справедлив ли он, какая подоплека за ним стоит. Это не наша функция», – сказала Памфилова.