0
2995
Газета Политика Интернет-версия

25.10.2017 20:07:00

Коалиция правозащитников прошла по этапам

Тэги: правозащита, реформа, заключение, тюрьма, фсин


правозащита, реформа, заключение, тюрьма, фсин Процедура перевозки заключенных с 30-х годов практически не изменилась. Фото PhotoXPress.ru

Российские правозащитники объединились, чтобы заставить власти заняться реформой системы этапирования заключенных. Ее нынешнее состояние объявлено не соответствующим международным стандартам гуманности, а условия транспортировки зэков – пыточными. Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН), считают правозащитники, повсеместно нарушает и право осужденных отбывать наказание как можно ближе к дому.

Об этом говорится в специальном докладе международной организации Amnesty International. Кроме определения условий в вагонзаках и тюремных фургонах как пыточных, к «насильственному исчезновению» приравнено и отсутствие у родственников и адвокатов информации о местонахождении заключенных во время этапирования.

В организации уже сообщили о создании своего рода правозащитной коалиции, которая потребует от властей принятия поправок в Уголовно-исправительный кодекс и внутренние регламенты ФСИН и МВД. «Российские власти должны избавиться наконец от наследия ГУЛАГа в современной пенитенциарной системе», – заявили в Amnesty International.

Да и в целом условия в большинстве российских тюрем и СИЗО по-прежнему остаются одними из худших в Европе, подчеркивается в докладе. В прошлом году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял в адрес России 64 решения о бесчеловечном обращении в местах содержания под стражей. «При этом складывается ощущение, будто власть считает более выгодным выплачивать по 5 тыс. евро заключенным по требованию ЕСПЧ, чем реформировать систему», – отметили правозащитники.

По словам замдиректора Amnesty International по Европе и Центральной Азии Дениса Кривошеева, во время этапирования зэков набивают в камеры спецвагонов, где они лишены свежего воздуха, света, воды, постельного белья. В этих камерах, рассчитанных на шестерых, как правило, перевозят более 12 человек. Из-за тесноты заключенные вынуждены спать по очереди, на стоянках много часов не пользоваться туалетом.

Указали правозащитники и на то, что вагонзаки и конвойные комнаты в судах остаются труднодоступными для общественных наблюдателей.

Несмотря на прописанное в законе право осужденных отбывать наказание вблизи дома, многих из них все же увозят за тысячи километров. По словам юриста Эрнеста Мезака, такие решения принимаются произвольно, чаще всего из коррупционных соображений. Адвокаты неоднократно пытались обжаловать отправку в удаленные исправительные колонии, однако, как говорится в докладе, суд лишь однажды удовлетворил подобную жалобу. Правда, вскоре УФСИН подал апелляцию и добился отмены этого решения.

Правозащитники привели в пример историю жителя Хабаровска Виктора, который просил не этапировать его жену за 4 тыс. км от дома, в Красноярский край, поскольку у них остался 5-месячный ребенок. В просьбе ему отказали, сотрудники ФСИН процитировали внутреннюю инструкцию, согласно которой «место жительства семьи осужденного, а также их сложное семейное или материальное положение не может являться основанием для перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое». Однако в законах есть указание на то, что отбывание наказания осужденными, как правило, должно происходить в регионе их проживания или осуждения.

ФСИН при этом держит в секрете информацию, касающуюся перевозки заключенных, их местонахождения, причем именно от их родственников или адвокатов, до прибытия в конечный пункт, что часто занимает не просто дни, а недели и месяцы. За это время, отмечено в докладе, на людей может быть оказано физическое воздействие, но никто об этом не узнает.

В рекомендациях Amnesty International говорится, что власти должны установить максимальную продолжительность перевозки, сократить предельно допустимое число заключенных в вагонах и фургонах. Необходимо обязательно информировать их родственников и законных представителей о всех планах по переводу, обеспечить доступ общественного надзора на всех этапах транспортировки.

Речь в докладе идет и о том, чтобы исключить практику, когда осужденные при следовании из автозаков в вагонзаки обязаны передвигаться бегом, при высадке их сажают на корточки, а по ходу перевозки не только приковывают наручниками, но еще и скрепляют тросом.

Доклад поддержали Московская Хельсинкская группа и Совет по правам человека (СПЧ). По словам правозащитника Андрея Бабушкина, отбытие наказания в местах, недоступных для родственников, надо рассматривать как нарушение Конституции.

По его мнению, для решения этой проблемы можно было бы использовать, например, опыт ГУФСИН Краснодарского края, где были созданы городские колонии-поселения. «Создание их в крупных городах для нужд коммунального хозяйства позволило бы 30–40 тыс. заключенных отбывать наказание по месту жительства», – убежден правозащитник.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1238
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1419
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1541
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3758

Другие новости