Минюст России обещает нарушителям тюремной дисциплины удобные камеры. Фото Льва Исраеляна |
Минюст предлагает серьезно смягчить условия для заключенных, содержащихся в единых помещениях камерного типа (ЕПКТ), куда сажают нарушителей дисциплины. Под запретом окажутся тесные переполненные камеры без санузлов. По новым правилам арестованных нельзя будет морозить и не кормить. Более того, прежде чем поместить провинившегося зэка в ЕПКТ, придется выяснить, не навредит ли это его здоровью.
Ведомство Александра Коновалова разработало новые требования к условиям содержания в ЕПКТ. Напомним, что туда водворяют или нарушителей тюремного режима, или тех, кому угрожает опасность со стороны других заключенных. Эксперты называют ЕПКТ «тюрьма в тюрьме», поскольку условия там жестче, чем в обычных камерах.
Угроза отправки в ЕПКТ является весьма эффективным способом воздействия на заключенных, которые, например, часто жалуются на отключение в казармах отопления в холодное время года и плохое питание. «Невероятный холод зимой, летом – духота, узкие скамьи, на которых невозможно сидеть, тюремщики включают музыку на всю громкость, от которой просто глохнешь», – рассказал «НГ» бывший заключенный Николай Хлобызов.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в своих решениях по искам россиян признавал пыточными условия содержания в клетках ЕПКТ.
В проекте Минюста, по информации «НГ», говорится, что ЕПКТ должно быть рассчитано как минимум на 10 мест, по 2–4 человека в камере и на каждого из них – не менее 2 кв. м жизненного пространства. Запрещается использовать камеры без санузла (раковина и унитаз). В документе прописано и обязательное наличие помещений для обыска, медпункта, комнаты для посуды и раздачи пищи.
Новые правила запрещают держать зэков в ЕПКТ без регулярного питания и водных процедур. Прописан и порядок содержания арестантов: тех, кто получил срок впервые, следует держать подальше от рецидивистов. В проекте также напоминается, что «бывшие сотрудники судов и полиции содержатся отдельно от остальных заключенных».
Минюст определил и новую процедуру перевода осужденного в ЕПКТ. К примеру, должны быть показания свидетелей, которые подтвердят, что арестант нарушил режим. Кроме того, тюремщики должны будут представить психологическую характеристику на осужденного и медицинскую справку о том, что пребывание в помещении камерного типа не повредит его здоровью.
По словам партнера юридической фирмы «ЮСТ» Александра Боломатова, речь идет о серьезной гуманизации. «Это будет большим шагом вперед в развитии российской пенитенциарной системы», – считает эксперт. Но он видит и сложности, которые возникнут при реализации данной идеи Минюста. Это очевидная дороговизна нововведений, кроме того, «важно и изменение мировоззрения сотрудников ФСИН, которые должны научиться видеть в осужденных прежде всего людей и своих соотечественников, а не «контингент».
Руководитель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин согласен, что предложения Минюста направлены на исключение грубейших нарушений прав осужденных, водворяемых в ЕПКТ. Однако эксперт убежден, что ни о какой гуманизации речь не идет: «Это косметические поправки. Ведь, что такое 2 кв. м на человека – это стандартный размер могилы на кладбище. В таких условиях люди могут лишь выживать, а не жить». Кроме того, Осечкин не верит в альтруизм властей – по его мнению, все эти изменения нужны лишь для того, чтобы попытаться минимизировать количество обращений осужденных в ЕСПЧ.
Как рассказал «НГ» советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Евгений Рубинштейн, дело в том, что до сих пор не было единых и четких требований к ЕПКТ, все решения принимались на уровне региональных управлений ФСИН. «Это приводило к неравным условиям отбывания наказания, поэтому Минюст и занялся устранением правового пробела», – отметил советник ФПА.
По его словам, стандарты позволят требовать от ФСИН нормальных жилых и коммунально-бытовых условий. Дополнительные требования к принятию решений о переводе в ЕПКТ «могут послужить дополнительной гарантией от произвола». В целом, убежден Рубинштейн, проект реализуем, хотя и требует дополнительных организационных и финансовых затрат. «Естественно, что это не может решить всех проблем. Огромное значение будет иметь судебная практика, связанная с оспариванием законности помещения осужденного в эти камеры, в том числе и по вопросу о соответствии ЕПКТ указанным в приказе требованиям», – подчеркнул собеседник «НГ.