Алексей Журавлев и Рифат Шайхутдинов в Госдуме возглавляют фракции из самих себя. Фото Александра Щербака/ТАСС
Комитет Госдумы по контролю и регламенту принял в работу инициативу лидеров «Родины» и «Гражданской платформы» Алексея Журавлева и Рифата Шайхутдинова. Они уже год присутствуют в ГД в одиночестве одномандатников. Но теперь требуют для своих политструктур на выборах тех же прав, которые есть у четырех парламентских партий, – выдвигать без сбора подписей кандидатов на любых выборах.
Из всех российских партий только «Единая Россия» (ЕР), КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (СР) наделены правом участвовать в выборах любого уровня без дополнительной проверки в виде сбора подписей. Даже в президентскую кампанию они могут вступать, по сути дела, в уведомительном порядке.
Журавлев и Шайхутдинов, кстати, этой льготы своим организациям почему-то не требуют – то ли забыли о ней, то ли все же понимают свое место. Ну а губернаторские выборы им, очевидно, и даром не нужны – ведь муниципальный фильтр так и так обязаны проходить даже думские партии.
Зато в своем законопроекте, который уже начал обсуждаться на Охотном Ряду, они потребовали себе беспрепятственного права выдвигать кандидатов в депутаты заксобраний субъектов РФ и муниципальные советы. И, конечно, на следующих выборах в ГД – вместе с главной думской четверкой – предлагать себя избирателям без каких-либо ограничений.
В пояснительной записке последнее объясняется крайне непосредственно: «Результаты выборов, проведенные с учетом предлагаемых нововведений, покажут, является политическая партия «партией одного созыва» или же полноценной политической силой с серьезной поддержкой большого количества избирателей».
В принципе это понятно уже и так – «Родина» и «Гражданская платформа» взяли по партспискам соответственно 1,5% и 0,22%. Зато они выиграли одномандатные округа, где, правда, ЕР никого сильного не выставила, да и остальные думские партии особо не старались. В итоге Шайхутдинов получил без малого 150 тыс. голосов, а Журавлев – 105 тыс. Их округа при этом были полноценными, то есть 500-тысячными.
В парламенте они не стали входить во фракцию ЕР, в которой депутатов и так более чем достаточно. Их задачей стало подчеркивать многопартийность седьмого созыва, считаясь как бы пятой и шестой партиями. И вот теперь за хорошую годовую работу они попросили у большинства оплаты в виде полноценного признания парламентскими политструктурами. По некоторым сведениям, их просьба может быть удовлетворена, тем более что до следующих думских выборов времени еще много, закон можно поменять не один раз.