Манифестантов, неугодных властям, с улиц пытаются убрать поскорее. Фото Reuters
Правозащитные организации подготовили совместный доклад о соблюдении прав граждан на свободу собраний в постсоветских странах. В нем говорится, что в Беларуси, Молдове, России и Украине за последние четыре года протестная активность заметно выросла. Власти по-разному реагируют на это – от запретов под любыми предлогами до договоренностей с активистами.
Доклад предполагается направить в Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В России, по словам авторов доклада, идет своего рода «криминализация» протеста. И законодательство уверенно движется в сторону создания списка неугодных, которых впоследствии будут привлекать «лишь за нахождение в нем».
Последние изменения закона, в частности «пакет Яровой», правозащитники назвали попыткой приравнять любую критику власти уже не к экстремизму, а терроризму. Задержания на одиночных пикетах, не требующих никаких разрешений, говорится в отчете, стали общероссийской практикой. Правозащитники пишут и о росте случаев использования Уголовного кодекса (УК), приводящих к вынужденной эмиграции активистов.
Однако, указано в докладе, эта репрессивная политика дает обратный эффект: уровень протестной активности не уменьшился, выросло количество несогласованных акций, часть из которых имеют радикальный характер. Как отмечают докладчики, становится все более значимой роль организаторов акций – недаром Алексей Навальный получил за это 15 суток ареста.
Но если с Навальным все более или менее ясно – он ведет с властями открытую политическую борьбу, то вот удар по «Открытой России» Михаила Ходорковского правозащитники назвали упреждающим.
«Каковы будут последствия внесения американской и британской «Открыток» в список «нежелательных» организаций, пока не ясно. Но и иллюзий насчет заявления прокуратуры «что это не отразится на деятельности российского движения» питать не стоит. Если внимательно изучить репрессивную часть закона о «нежелательных организациях», то станет понятно, что преследования будут индивидуальными», – говорится в отчете.
Экспертами подготовлен и перечень рекомендаций. В первую очередь законодателям следует вернуть первичный вариант закона «о митингах», который существовал до изменений 2012 года, но с сохранением главы по «гайд-паркам». Также речь должна идти об отказе от уголовного преследования «неоднократных нарушителей», сокращении штрафов как минимум в 10 раз и отказе от «поражения в правах» неоднократных нарушителей законодательства.
В докладе также говорится, что ситуация с реализацией права на свободу мирных собраний резко ухудшилась и в Беларуси. В последние годы власти в попытках подавить протестную активность опять стали прибегать к задержанию и аресту участников собраний. Кульминацией весны 2017 года стал жесткий разгон ежегодного массового мероприятия «День Воли» – более 500 человек были задержаны, около 200 были подвергнуты административному аресту на срок от 2 до 25 суток, говорится в отчете.
Эксперты пишут, что белорусское законодательство о массовых мероприятиях содержит чрезмерные и непропорциональные ограничения права на публичные выступления. Несмотря на то что в стране действует разрешительный принцип проведения собраний, их организаторов обязали заранее заключать гражданско-правовые договоры с властями на охрану порядка, уборку территории и медобслуживание.
При этом власти идут на различные уловки: к примеру, они зачастую отказываются подписывать такие договоры без решения местного исполкома о санкционировании массового мероприятия, а местные исполкомы, в свою очередь, не дают согласия без заключения указанных договоров. «Такой порядок девальвирует смысл свободы собраний; государство де-факто отказывается от выполнения своей позитивной обязанности обеспечить реализацию права на свободу собраний», – указано в докладе.
Забастовки, марши и другие виды массовых мероприятий стали нормой и в центре Кишинева, отмечают правозащитники. Но большинство протестов за последние три года были мирными. Силовые структуры были обучены правилам организации и проведения мирных собраний «и полиция была в должной мере обеспечена в плане оборудования и логистики».
Чаще всего представители молдавской полиции встречаются с организаторами массовых мероприятий перед проведением собраний, чтобы определить с ними основные маршруты или согласовать услуги, которые должны предоставить муниципальные службы. Если на один день приходит несколько заявок о проведении, администрация назначает собрание с участием организаторов.
Что же касается Украины, то эксперты заявили о сокращении исков о запрете собраний и «запретительных» решений судов. Правоохранители стали реже привлекать организаторов и участников мирных собраний к административной или уголовной ответственности. При этом увеличилось количество немирных собраний с оружием и применением насилия. Полиция нередко проявляет бездействие. Как говорится в докладе, «в целом в стране наблюдается эскалация насилия, что является новым вызовом для органов правопорядка, в том числе в вопросах обеспечения права на мирные собрания».