Секретарь ЦК КПРФ Владимир Кашин за рекордные урожаи благодарит не трудовое крестьянство, а Минсельхоз. Фото РИА Новости
Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам коммунист Владимир Кашин сделал доклад о ситуации в сельхозотрасли. Он выразил благодарность профильному министерству, а о проблемах рядовых крестьян и фермеров почти ничего не сказал. «НГ» попыталась выяснить, знают ли о них в КПРФ. Как оказалось, знают, но серьезно помочь не могут. Эксперты напомнили, что в последнее время Компартия, стремясь удержаться на плаву и сотрудничая с властью, все больше утрачивает оппозиционность, а значит, и перспективу.
Кроме благодарности Минсельхозу за достигнутые отраслью успехи доклад Кашина, сделанный в рамках выставки «Золотая осень – 2017», в основном представляет собой перечисление всех этих достижений. Не обошлось и без традиционных для коммунистов со стажем фраз: «Когда председателем правительства РФ вручались государственные награды агрономам, зоотехникам, операторам машинного доения, другим специалистам, мы, конечно, испытывали чувство большой гордости. Труд крестьянина высоко оценивается». Существующие же у аграриев проблемы упомянуты лишь в конце и лаконично – мол, «средства из дорожных фондов не выделяются на так необходимые селу автодороги необщего пользования, ведущие к производственным сельскохозяйственным объектам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, что приводит к потерям урожая, поломкам и быстрому износу автомобилей и сельхозтехники».
Напомним, что сами крестьяне уже не первый год жалуются на отъемы земель, рейдерские захваты со стороны крупных агрохолдингов, в том числе и государственных, а также на давление со стороны правоохранительных органов и судов. Об этом в докладе Кашина вообще нет ни слова.
Как рассказал «НГ» лидер «Вежливых фермеров» Алексей Волченко: «Проблемы как были, так остаются. Как земли отнимали, так и отнимают. Как давили нас силовики, так и давят. И неправомерные судебные решения против нас как выносили, так и выносят. Недавно осудили на 49 млн руб. фермера Юрия Масенко, эти деньги постановлено перечислить в пользу агрохолдинга». По словам кубанского фермера, «сейчас дружба между всеми партиями, поэтому помощи ни от одной нет».
Источник в КПРФ объяснил, что партия сейчас в проблемы крестьян особо не вмешивается – и вообще дистанцируется от любых политических конфликтов. «Если Кремль против раздувания и федерализации какой-либо темы, КПРФ в нее и не лезет. Так уже произошло с шахтерскими протестами, теперь – с фермерскими», – сказал собеседник «НГ». Он подчеркнул, что политструктура давно уже перестала быть партией рабочих и крестьян. В последние годы она ориентируется лишь на свой ядерный электорат, спекулируя на памяти о советском прошлом. «Сейчас партия занимается удержанием себя в системе. У КПРФ есть свои 12–15%, а на более широкий электорат она и не претендует», – пояснил источник. Впрочем, «партией латифундистов» КПРФ назвать все же нельзя, это скорее «партия капитала, как и все остальные». И власти она нужна, по его словам, лишь для того, чтобы не давала развернуться настоящей левой оппозиции.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сообщил «НГ», что похвалы Минсельхозу – это личная инициатива Кашина как главы аграрного комитета Госдумы, а партия не имеет к этому никакого отношения. «Это позиция комитета. Я бы поостерегся так в открытую хвалить министров, позиция, конечно, неоднозначная, ведь фермерам приходится трудно. Но ему так, наверное, удобнее работать», – заметил Обухов.
Сам Кашин заявил «НГ»: «Нас интересуют не проблемы одних фермеров, а всех хозяйствующих субъектов земли русской, средних и крупных предприятий. Фермерам тоже надо помогать, потому что без малого бизнеса невозможно возрождение села – и мы делаем все, чтобы его поддерживать. Нет ни одного вопроса, который бы не был прописан у нас в программе».
Депутат Госдумы от Краснодарского края Николай Харитонов (КПРФ) также сообщил «НГ», что взаимодействие с фермерами есть: «Они к нам обращаются, а мы им помогаем по мере сил. Но они сами сперва все продали, а теперь жалуются».
Кстати, по словам Волченко, в марте у фермеров была прямая линия с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, и тот обещал помочь. «Мы выслали документы в юротдел КПРФ, пока результатов никаких», – заметил Волченко.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев подтвердил получение документов – это в основном судебные решения, причем уже давно вступившие в силу и даже исполненные. Соловьев отметил, что юрслужба все же посылала запросы в прокуратуру, но поскольку фермеры задавали общие вопросы по множеству эпизодов, то и надзорное ведомство отвечало «в общем и целом». Коммунист подчеркнул, что юрслужба не в состоянии заниматься сотнями дел, а в письмах их упоминалось около 400. Он посоветовал фермерам создать свою общественную структуру с собственным юротделом.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что КПРФ в принципе никогда и не выступала за интересы частных фермеров, предпочитая сотрудничать с колхозами и совхозами, а также с крупными производителями. Но, действительно, в последнее время «КПРФ и партия власти все меньше отличаются друг от друга». А раз Компартия становится все более провластной, то ей нужны хорошие отношения с Минсельхозом. «КПРФ – это довольно сложная партия, сочетающая определенные идеологические постулаты, которые привлекают в основном пенсионеров и людей старшего возраста, с активным сотрудничеством со спонсорами», – отметил эксперт.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил, что «ставка на рабочих и крестьян уже не актуальна для КПРФ, поэтому они и перенесли центр тяжести из регионов в мегаполисы». Электорат партии состоит из двух частей – это сторонники идеологии и партии – преемницы КПСС и оппозиционные избиратели, голосующие просто против власти. Но теперь КПРФ перестала бороться не только за власть, но и за протестный электорат, надеясь сохраниться через лояльность Кремлю. Однако, полагает эксперт, такая позиция может привести к обратному эффекту: «Когда-нибудь КПРФ окажется на свалке истории именно потому, что избиратели перестанут различать ее и партию власти».