Фото пресс-службы МО РФ
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в основном будут развиваться в гуманитарной, правоохранительной и военно-технической сферах. А экономические и торговые вопросы будут обсуждаться в более узком кругу государств, объединенных в Евразийский экономический союз. Такой вывод следует из повестки дня саммита глав государств Содружества, который сегодня пройдет в Сочи.
Повестку дня саммита во многом определили документы, которые вчера обсудили на своем совете министры иностранных дел Содружества. Как следует из официальных сообщений, они вчера одобрили 18 документов. В том числе проекты Концепции сотрудничества в противодействии коррупции, Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом, Основных направлений адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ к решению задач Воздушно-космической обороны (ВКО), а также другие правоохранительные, гуманитарные и военно-технические вопросы. Поскольку границы постсоветских стран (за исключением Туркмении и стран Балтии) открыты, для них актуальными являются в первую очередь вопросы борьбы с преступностью и терроризмом.
Сегодня в Сочи президенты государств СНГ обсудят проект Соглашения об условиях пребывания на территории России Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества. В Москве уже функционирует созданный более 10 лет назад Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. АТЦ в основном замыкается на службы безопасности и органы контрразведки стран Содружества. Бюро же, видимо, будет замыкаться на полицию, МВД и другие правоохранительные структуры.
Военная тема в сочинской повестке превалирует не случайно. Вопросы обороны и безопасности после распада СССР для постсоветских стран являются актуальными. К тому же все вооружения и военная техника (ВВТ), которые находятся в армиях стран СНГ, в основном произведены на территории России, Белоруссии и Украины.
Заинтересованность партнеров РФ по Содружеству в совместном военном и военно-техническом сотрудничестве (ВТС) во многом диктуется и тем, что Москва продает им ВВТ в основном по льготным ценам. А некоторые их виды (средства ПВО и различные технические узлы к ним) передает безвозмездно. На это в бюджете РФ выделяются соответствующие финансовые ресурсы. Благодаря этому на постсоветском пространстве до сих пор функционирует Объединенная система (ОС) ПВО, в которую помимо членов Организации Договора о коллективной обороне (ОДКБ) входят Узбекистан и Туркмения. В ОС ПВО также входила Украина, но после известных событий весны 2014 года Украина из ОС ПВО вышла.
Россия заинтересована в том, чтобы ОС ПВО на постсоветском пространстве трансформировалась в более современную оборонную структуру, связанную с ВКО. Вот почему Москва и предложила своим партнерам рассмотреть сегодня в Сочи документ, предусматривающий создание на территории СНГ ОС ВКО. В рамках решения задач ВКО на территории стран Содружества уже размещены ее элементы. В Казахстане в Балхаше на правах аренды действуют РЛС «Днепр» и радиотехнический центр «Сары-Шаган», которые входят в состав сил и средств ВКО России. С аналогичными целями на правах безвозмездной аренды в Белоруссии в Ганцевичах начиная с 2003 года несет боевое дежурство РЛС «Волга». А в Таджикистане действует оптико-электронный узел наблюдения за космическим пространством «Окно» (комплекс «Нурек»), который тоже принадлежит Космическим войскам России.
Содержание Соглашения об адаптации ОС ПВО в систему ВКО СНГ пока точно неизвестно. Можно предположить, что РФ предложит партнерам по СНГ на льготных условиях поучаствовать в этой системе. И, возможно, в странах СНГ появятся новые объекты ВКО Содружества. Ясность в эту тему может внести намеченный на 12 октября в Душанбе саммит глав оборонных ведомств СНГ. Согласно официальным источникам, министры из стран СНГ должны подписать документы, касающиеся проведения совместного компьютерного командно-штабного учения объединенной системы ПВО стран СНГ «Региональная безопасность-2018». Ожидается также подписание документов, касающихся взаимодействия военных ведомств в топографической сфере и обмена информацией, что также опосредованно связано с вопросами ВКО СНГ.