Нейтральный Узбекистан редко принимает участие в совместных маневрах с иностранными военными. Фото со страницы Министерства обороны РФ в «ВКонтакте»
Москва и Ташкент активизировали свое военное сотрудничество. Вчера в Узбекистане, на полигоне «Фориш», началась активная фаза совместного тактического учения, в котором принимают участие российские горные стрелки. Заметим, что Узбекистан, являющийся нейтральным государством, крайне редко принимает на своей земле иностранных военных. Исключение для подразделений горнострелковой бригады, прибывшей из российской Тувы в Джизакскую область, видимо, сделано потому, что после смерти первого президента страны Ислама Каримова новые власти Узбекистана взяли курс на сближение с Москвой.
По данным Минобороны Узбекистана, в 2017 году число мероприятий по линии военного сотрудничества с Россией увеличилось более чем в два раза. И учение на полигоне «Фориш» – важнейшее из них. Как сообщает пресс-служба Центрального военного округа (ЦВО) России, «до конца недели 400 военнослужащих двух стран отработают поиск, блокирование и уничтожение условных террористических групп, обменяются опытом ведения специальных операций в горной местности». Все эти учебно-боевые задачи для Вооруженных сил Узбекистана являются актуальными, поскольку ранее в этой стране вспыхивали военные мятежи и народные волнения, организованные исламскими радикалами. Утверждалось даже, что к ним имели причастность американские спецслужбы, которые дислоцировались на арендованной близ Карши авиабазе США «Ханабад». После волнений в Андижане, которые произошли в мае 2005 года, узбекские власти «Ханабад» закрыли, и все американские военнослужащие покинули страну.
С тех пор главным союзником Узбекистана стала Россия. Однако это не значит, что в отношениях Москвы и Ташкента не было противоречий. В 2010 году, когда на юге Киргизии вспыхнули межэтнические волнения, тогдашний узбекский лидер Ислам Каримов не поддержал предложения России о вводе в зону конфликта в качестве миротворцев подразделений под флагом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Каримов был против формирования в составе ОДКБ Коллективных сил оперативного реагирования и их участия в ликвидации конфликтов в странах СНГ. В 2012 году Узбекистан приостановил свое членство в Организации. Законодатели страны приняли новую концепцию внешней политики республики, в которой был закреплен внеблоковый статус Узбекистана. В документе также было определено, что Ташкент не допустит размещения военных баз на своей территории, а Вооруженные силы республики не будут участвовать в каких-либо военных операциях за рубежом. С этих пор Узбекистан не принимает участия в международных военных учениях и других мероприятиях, проходящих вне своей территории. В том числе с 2012 года Узбекистан не участвует и в военных маневрах, которые организуются под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членом которой он является.
Исключением стали лишь организованные по инициативе РФ Международные армейские игры (АрМИ-2017), команда военнослужащих из Узбекистана на которых летом этого года вошла в десятку сильнейших. После прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева и его визита в апреле 2017 году в Москву военное сотрудничество Ташкента и Москвы стало качественно меняться. Отказываясь от многостороннего военного сотрудничества в рамках ШОС и ОДКБ, нынешнее узбекское руководство нацелилось на расширение двустороннего военного сотрудничества с РФ. Подписан новый Договор о военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Возобновлено прерванное в 2012 году обучение узбекских военнослужащих в российских военных вузах. Ташкент официально обратился в МИД РФ с просьбой помочь в организации обучения узбекских военнослужащих русскому языку.
Президент Мирзиёев намерен провести в Узбекистане военную реформу и сформировать в правительстве орган, отвечающий за развитие оборонно-промышленного комплекса страны. Москва эти инициативы поддерживает, и в договоре о ВТС есть пункты, которые предусматривают создание в Узбекистане с участием России сервисных центров по обслуживанию и ремонту боевой техники и вооружения. Один из таких центров по обслуживанию вертолетов был создан еще более 10 лет назад в Чирчике и показал свою эффективность. Теперь узбекские власти намерены создать центры по обслуживанию танков, БТР, БМП, а также артиллерии и боеприпасов. Но на это необходимы значительные материальные и финансовые ресурсы, которых Узбекистану не хватает. Пока не ясно, как эта проблема будет решена. Узбекистан и так тратит на оборону и безопасность значительные средства – около 5% от ВВП. И его военные расходы являются одними из самых высоких в СНГ. Москва предлагала Ташкенту свое участие в льготной приватизации некоторых представляющих военно-стратегический интерес предприятий авипромышленности, добычи энергоресурсов, золота, обогащения урана и т.п. Ислам Каримов на это не соглашался, согласится ли Мирзиёев – не ясно. Как сообщил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров, за последние 10 лет Узбекистану была списана задолженность в размере 865 млн долл.
Пока же Ташкент использует помощь Москвы для укрепления безопасности страны. До начала учений на полигоне «Фориш» для узбекских офицеров Генерального штаба и Академии Вооруженных сил республики в России были организованы специальные мероприятия по обмену военным опытом. В августе с.г. офицеры из Узбекистана посетили соединения и воинские части ЦВО, дислоцированные в Поволжье, побывали на тактических учениях, ознакомились с опытом планирования, ведения и всестороннего обеспечения специальных операций. В сентябре узбекские горные стрелки на базе Центра военно-спортивной подготовки Ергаки вместе с российскими коллегами прошли курс выживания в Саянских горах (Красноярский край).
На нынешних учениях на полигоне «Фориш», как сообщает пресс-служба ЦВО, россияне ознакомят узбекских военнослужащих с боевыми возможностями летательных аппаратов «Тахион» и минометов «Поднос», покажут боевые индивидуальные комплекты «Ратник», а также радиостанции шестого поколения «Азарт». Не исключено, что все это будет закуплено Узбекистаном для снаряжения своих горных подразделений.