«Открытую Россию» Михаила Ходорковского проверили по всем адресам. Фото со страницы Михаила Конева в Twitter
Оперативные мероприятия в отношении лиц, причастных к деятельности «Открытой России» (ОР) Михаила Ходорковского, проводились с раннего утра до темного вечера. Следственный комитет (СК) искал связь с заграничными фондами экс-олигарха, которые в России признаны нежелательными организациями. Одновременно правоохранители продолжили давление на сторонников Алексея Навального, которые продолжают готовиться к субботним акциям протеста.
Обыски начались в 6.30 утра, в течение дня они прошли по 17 адресам, сообщила координатор правозащитного направления ОР Полина Немировская. Вне зависимости от того, где они были – в частных квартирах или офисных помещениях, везде изымались как вся документация, так и любая компьютерная техника.
Например, по словам Немировской, из офиса проекта ОР «Открытые выборы» в ходе обыска были изъяты все предметы с символикой движения, а также документы и ноутбуки. Из редакции Центра управления расследованиями изъяты техника и документы, в том числе компьютер и два телефона. Из главного офиса ОР – техника и документы, в том числе зачем-то несколько портретов бывшего координатора Марии Бароновой.
На момент подписания этого номера «НГ» исполнительный директор ОР Тимур Валеев все еще пребывал на беседе со следователями. Впрочем, в движении уверяли, что пока никакого процессуального статуса он не имеет, его обещали отпустить. Обыск у него в квартире тоже был произведен. Кстати, проверялись в основном именно квартиры. Скажем, к главному редактору сайта «Открытая Россия» Веронике Куцылло правоохранители как раз и пришли, похоже, раньше всех.
А вот, к примеру, к политологу Станиславу Белковскому, который вчера также заявил о назначении его свидетелем по пресловутому «третьему делу» ЮКОСа, следователи пожаловали уже в более приличное время. Между тем сам Белковский заявил, что его причастность к ОР и Ходорковскому – это злобный навет, никакого отношения к ним он не имеет.
Как заявила официальный представитель СК Светлана Петренко, «сегодня, в целях тщательной проверки обстоятельств осуществляемого финансирования и в рамках расследования обстоятельств распоряжения в РФ денежными средствами, вырученными от легализации ранее похищенного имущества, СК во взаимодействии с подразделениями МВД проводятся обыски в жилище и на местах работы индивидуальных предпринимателей и иных лиц, финансируемых из-за рубежа со счетов организаций, подконтрольных Ходорковскому, Невзлину и другим участникам возглавляемой ими группы».
Проще говоря, правоохранители искали связь с рядом зарубежных организаций Ходорковского, которые в России уже объявлены нежелательными. Напомним, что по закону получать какую-либо помощь или поддержку российским структурам запрещено. Пресс-секретарь Ходорковского Максим Дбар в связи с этим заявил, что ОР в России поддерживается Ходорковским в качестве гражданина РФ, которого нежелательным объявить никто не может.
В прошедший четверг кроме разбирательств власти с ОР продолжалась и операция против сторонников Навального. Сегодня Мосгорсуд рассмотрит законность его ареста на 20 суток за повторное нарушение законодательства о митингах. Руководитель предвыборного штаба Навального Леонид Волков, который тоже получил 20 суток, по решению Мосгорсуда уже был освобожден. Но потом опять задержан полицией – похоже, с целью его непременной доставки в Нижний Новгород, где 9 октября суд скорее всего опять вынесет в отношении него решение о длительном аресте.
Штабу Навального в Петербурге прокуратура уже вынесла предупреждение перед намеченной на 7 октября акцией, так и не получившей согласования с властями. Напомним, что именно в Питере и Москве навальнисты намерены выйти на улицу без каких-либо разрешений.
И власти незаконность этих планов не устают подчеркивать на весьма высоком уровне. Например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже второй день подряд обращает внимание на то, что «правила проведения различных акций регламентированы законодательством, нарушения этого законодательства преследуются по закону, здесь все достаточно очевидно».