Среди посетителей, ожидающих прохода в СИЗО, теперь начали попадаться и сами правоохранители. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Верховный суд (ВС) еще раз разъяснил процедуры заключения под стражу и продления этой меры пресечения. В первом случае судам необходимо проверять аргументы следователей, а во втором – требовать от них отчетов о проведенных следственных мероприятиях. В случае неубедительных ответов, напомнил ВС, обвиняемый однозначно подлежит освобождению. Впрочем, в реальной жизни, как было констатировано на совещании региональных омбудсменов, аресты без достаточных оснований по-прежнему применяются и к обычным гражданам, и к предпринимателям, хотя последнее в законе и запрещено.
По арестам пленум ВС принял два постановления. Первое как раз и связано с посадками бизнесменов, что зачастую является лишь способом давления на них.
От судей ВС потребовал выявлять и пресекать подобные вещи. И «не арестовывать и не продлевать арест по формальным причинам». В документе даже говорится, что если судья поверит неубедительным аргументам следователя о необходимости ареста, то он может получить дисциплинарное взыскание.
Также ВС предлагает внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), обязав следователей четко мотивировать необходимость продления ареста. Им придется объяснять в суде, какие именно следственные действия планируется проводить дальше и почему этого не было сделано раньше.
Именно на этой неделе уполномоченные по правам человека из 30 регионов страны как раз собрались на конференции в Москве, чтобы обсудить ситуацию в местах лишения свободы. В первую очередь омбудсмены раскритиковали прокуратуру, которая «всегда соглашается со следователями при избрании ареста мерой пресечения». При этом на совещании выяснилось, что от своих действий уже страдают и сами следователи. Штампуя огромное количество уголовных дел, они затем вынуждены часами дожидаться в очередях в СИЗО встреч со своими многочисленными фигурантами. «Из-за недостаточного количества следственных кабинетов и плохой организации их работы следователи наряду с адвокатами, таким образом, напрасно тратят огромное количество своего времени», – считают правозащитники.
На их совещании приводились и крайние примеры необоснованных арестов. Скажем, на днях в президентский Совет по правам человека (СПЧ) поступила жалоба от жителя Москвы, которого взяли под стражу как находящегося в розыске, хотя его родные ранее просто выпрашивали у следователей повестку на допрос. Об этом случае сообщил член СПЧ Андрей Бабушкин.
Подмосковные правозащитники подняли проблему, что назначение альтернативных мер пресечения так и не решило проблему переполненности камер в СИЗО. По словам замруководителя аппарата омбудсмена Анатолия Тихомирова, в области с прошлого года значительно выросло количество лиц, направленных под домашний арест, – с 400 до 1400 человек. «Однако это абсолютно не решило проблемы переполнения СИЗО, которое по-прежнему составляет 26%, а на одного заключенного приходится менее 3 кв. м», – заявил он. Тихомиров убежден, нужно менять судебную практику – запретить сажать людей «по пустякам». Например, некоему подмосковному жителю дали срок в пять месяцев и штраф в размере 20 тыс. руб. за хищение трех футболок. Государство же потратило на его содержание в изоляторе 160 тыс. руб.
Впрочем, заметили правозащитники, многие инициативы, вроде бы и одобренные властями, остаются на бумаге. Например, так и не приняты в полном виде поправки к статье 72 Уголовного кодекса, устанавливающие зачет времени пребывания в СИЗО в общем сроке заключения как «день за полтора».
По словам председателя комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Марии Каннабих, чаще всего заключенные и их родственники жалуются на грубость со стороны сотрудников пенитенциарной системы. И на суды, которые часто необоснованно отказывают в удовлетворении ходатайств об условно-досрочном освобождении.
Омбудсменами, впрочем, были отмечены и некоторые положительные моменты: питание за решеткой стало лучше, уменьшилось количество ограничений, связанных с посылками и передачами, фактически исчезли случаи, когда на одной ставке работает сразу несколько осужденных.
Наиболее же актуальной остается проблема с оказанием им медицинской помощи. «По закону медобслуживание положено всем без исключений, но по факту у заключенных к нему нет доступа», – заявил председатель ОНК Москвы Вадим Горшенин. В частности, для находящихся в СИЗО предлагается предусмотреть обязательное медстрахование, как в ряде европейских стран.