В Иране Telegram использует не только оппозиция, но и террористы, утверждают местные власти. Фото Reutets
Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров утверждает, что ФСБ готовит иск в суд из-за невыполнения его компанией требований «закона Яровой». Российские спецслужбы в этом вопросе действуют почти синхронно с силовиками Ирана, где против менеджмента Telegram уже возбуждено уголовное дело. Хотя формальной причиной претензий к Дурову называется борьба с терроризмом, эксперты уверены, что власти в РФ таким образом готовятся к предотвращению протестов перед президентскими выборами. В связи с этим реальной становится блокировка не только Telegram, но и социальной сети Facebook, где наблюдается сосредоточение оппозиционной активности.
«Из-за невыполнения антиконституционного закона Яровой ФСБ составляет на нас административные протоколы, которые, как считают юристы, неизбежно приводят к судебным процессам», – заявил Павел Дуров.
ФСБ требует от Дурова предоставить ключи для декодирования Telegram, чтобы иметь полный доступ к переписке пользователей. С аналогичным требованием к Дурову обратились и спецслужбы Ирана, где Telegram является одним из самых популярных каналов общения в Интернете. Силовики обеих стран утверждают, что мессенджер используется террористами в том числе и для подготовки терактов. Павел Дуров на это заметил, что в том же Иране модераторы Telegram «блокируют более 100 каналов/ботов/чатов с порнографическим/террористическим контентом каждый день». «Так что реальные причины претензий иные», – заявил он, комментируя возбуждение в Иране уголовного дела против менеджмента Telegram.
Не секрет, что данный сервис является наиболее популярным каналом для общения оппозиционеров – как в России, так, видимо, и в других странах со схожими режимами. В Иране, где местные власти активно банят Facebook и Twitter, а также цензурируют другие интернет-площадки и веб-сайты, Telegram довольно быстро приобрел популярность. В России у мессенджера насчитывается 10 миллионов пользователей.
Вслед за Telegram российские власти также высказывают серьезные претензии к Facebook – в нашей стране этот сервис особенно популярен у протестно настроенных граждан. После модерации властями сервиса «ВКонтакте» именно Facebook активно используется для сообщения о митингах.
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров вчера обвинил Facebook в неисполнении российского закона о персональных данных. Министр подчеркнул, что, согласно закону, Facebook должен арендовать серверы в России, где и хранить персональные данные пользователей. «Никакой технической проблемы здесь нет», – сказал Никифоров, приведя «негативный пример» с американской компанией LinkedIn. «Компания Linkedln многократные предупреждения и обращения к соблюдению российского законодательства последовательно игнорировала. Мы видим, что этот сервис заблокирован, к сожалению. Это выбор самой компании», – сказал министр.
По какому сценарию будут развиваться события вокруг единственных неподконтрольных российским спецслужбам интернет-площадок Telegram и Facebook, станет ясно уже скоро. Дуров дал понять, что пока не намерен отдавать шифры мессенджера силовикам. Сам он находится в Европе и уже рассматривает для себя вариант стать «невъездным» на родину. «Отсутствие возможности изредка посещать Россию для меня более болезненно, чем невъезд в Иран – прежде всего из-за родителей», – подытожил Дуров.
Блогер Олег Козырев выразил уверенность, что угроза блокировки в России Facebook и Telegram не случайно всплыла за несколько месяцев до президентских выборов в России, намеченных на март 2018-го. Козырев уверен, что если власти поймут, что в преддверии выборов или сразу после них возможны масштабные протесты, как, например, в 2011–2012 годах, то сервисы могут быть заблокированы.
Пока же стороны планируют продолжать переговоры до последнего, уверен Козырев: «Есть некий предел, за который никто не хочет переступать. Дуров, думаю, согласится модерировать группы в мессенджере, к которым есть претензии у силовиков, но ключи от шифрования не отдаст. Иначе Telegram никому не будет нужен».
Эксперт замечает, что этот мессенджер уже давно является бельмом на глазу у спецслужб разных стран: «Главная проблема в неприятии идеологии свободы частной переписки, которую он отстаивает, и в его неподконтрольности государству».