Фото агентства городских новостей «Москва»
Один из самых известных за пределами РФ оппозиционер Алексей Навальный вместе с ростом популярности начал вызывать вопросы на Западе. Различные издания, изучая его биографию и высказывания, уже приходят к выводу, что в случае прихода этого политика к власти внешняя политика России скорее всего продолжится. Навального даже прямо обвиняют в планах стать «вторым Путиным», то есть очередным авторитарным правителем страны.
Европейским политикам предлагается понять, что Навальный вопреки сложившемуся в последнее время мнению не является единственным в России противником президента Владимира Путина. Более того, он не является и человеком, способным изменить Россию, поскольку может превратиться в «Путина номер два», пишет в статье для швейцарской газеты Temps главный редактор издания Russian Monitor Оливье Ведрин.
Ведрин напоминает, что Навальный известен как бывший радикальный националист, один из организаторов «Русских маршей» и что одна из крупнейших либеральных партий – «Яблоко» – ранее выгнала за это Навального из своих рядов.
И антикоррупционные расследования Навального, отмечает журналист, не всегда содержат точную информацию, а источники ее получения вызывают вопросы. «После того как правительственные агенты взломали его электронную почту, выяснилось, что многие из его публичных обвинений были проспонсированы», – указывает Ведрин.
По его словам, Навальный не является сторонником единения демократической оппозиции. Более всего Ведрина, который сейчас работает в Украине, возмутили дебаты Навального с бывшим лидером ополчения ДНР Игорем Стрелковым.
В статье делается вывод, что если Навального изберут, то он продолжит нынешнюю внешнюю политику Путина. «Он уже заявил, что сохранил бы незаконную оккупацию Крыма. Не имея настоящей программы, он действует не с целью изменить российскую политическую систему, а направить ее в русло своих интересов». Поэтому Западу дается совет обратить внимание на другие фигуры российской оппозиции. Это и «олигарх в изгнании» Михаил Ходорковский, и «чемпион по шахматам» Гарри Каспаров, и бывший премьер-министр Михаил Касьянов, и экс-депутаты Госдумы Илья Пономарев и Дмитрий Гудков, и «левый активист» Сергей Удальцов, а также мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, оппозиционеры Марк Гальперин, Вячеслав Мальцев и многие другие.
Ранее же вопросом о том, не станет ли Навальный «вторым Путиным», уже задавалась и The New York Times. В ее статье отмечался авторитарный стиль его руководства и фанатизм его соратников. «Путин и Навальный не могут обойтись друг без друга, и их конфронтация каким-то образом трансформируется в состояние взаимозависимости, очевидный результат которой – копирование путинской модели лидерства антипутинской оппозицией, – сделало вывод влиятельное американское издание. – Согласно логике сторонников Навального, Путин – просто плохой авторитарный лидер, неэффективно применяющий свою неограниченную власть, и если бы его сменил Навальный, то в России все пошло бы на лад, даже без демократии». Издание считает, что это чревато продолжением авторитарной модели и после ухода Путина.
Отметим, что свой вклад в формирование такого мнения на Западе о Навальном вносит теперь и Ходорковский. Если в начале этого года он сам считал Навального безусловным лидером, то летом в одном из интервью уже прямо высказал опасение, что авторитаризм Навального будет дорого стоить российской демократии в случае гипотетической победы последнего.
Опрошенные «НГ» журналисты подчеркивают, что в целом западная пресса по-прежнему с симпатией относится к Навальному – в том числе и потому, что он является фактически единственным известным за пределами РФ оппозиционным политиком, регулярно создающим информповоды. «С одной стороны, он, кажется, представляет угрозу для Путина, хотя бы потому, что обращает внимание общества на вопиющий уровень коррупции, – сказал «НГ» основатель исследовательской организации Black Sea Institute Микаэль Ламбер. – С другой стороны, его националистические взгляды и концепция «Россия для русских», которых, как кажется со стороны, он придерживается, делают его в этом плане похожим на Путина. Лично мне не очень ясно, вызваны ли его антикоррупционные расследования стремлением положить конец существующему в России неравенству или же это просто способ привлечь к себе внимание».
Журналист португальской газеты Publico Жоао Руэла Рибейра в беседе с «НГ» заметил, что Навальный действительно не является отображением демократии в западном понимании – и как раз поэтому он может добиться успеха. «Очевидно, он очень умный и харизматичный. Он очень рано заметил, что ахиллесова пята режима – это необузданная коррупция с участием политиков и прокремлевских олигархов, – рассуждает Рибейра. – И это волнует российское общество гораздо больше, чем отсутствие свобод. Большинство действительно ненавидит, что страна управляется миллиардерами в то время, как простые люди изо всех сил пытаются свести концы с концами. Навальный заметил эту неудовлетворенность и построил вокруг нее свое протестное движение – вопреки тому, что раньше делала традиционная либеральная оппозиция».