Фото пресс-службы Общественной палаты РФ
Общественная палата (ОП) РФ в докладе «Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в России 2016 году» сделала вывод, что ситуация уже заметно улучшилась – и положительная динамика сохраняется. Одна из главных причин – это поправки в антиэкстремистское законодательство, позволившие силовикам вычислять преступников еще в Интернете. Таким образом, считают в ОП, «пакет Яровой» был оправдан.
В докладе ОП говорится, что изменения, предусмотренные «пакетом Яровой», развязали руки правоохранительным органам в борьбе с разжиганием ненависти еще на стадии призывов. В результате, подчеркнули общественники, количество насильственных преступлений по экстремистским мотивам стало в разы меньше: в 2016-м число убийств сократилось на 63%, побоев – на 47%.
Но общее количество экстремистских проявлений, конечно, увеличилось – в прошлом году их оказалось 1,5 тыс., то есть примерно на 400 больше, чем в 2015-м. Это произошло за счет роста преступлений ненасильственного характера, поясняют эксперты: «Более половины всех уголовных дел этого вида возбуждаются за преступления, совершенные в Интернете». Как говорится в докладе, Россия пошла по пути реального ограничения свободы слова в тех случаях, когда речь идет о разжигании ненависти. Большинство же других европейских стран выбрало «безусловный приоритет основных демократических ценностей».
В исследовании ОП также отмечается, что за два года уровень исламофобии сократился на 10%, а антисемитизма – снижается по 1% в год. Традиционно жестким в российском обществе остается отношение к ЛГБТ-меньшинствам и мигрантам. Согласно опросам, 62% согласны с тем, что мигранты отбирают рабочие места, 64% уверены, что приезжие увеличивают уровень преступности. «Мигрантофобия остается серьезной проблемой российского общества», – говорится в докладе, хотя и ее уровень в последние три года пошел на снижение. Если в 2014 году он составлял 76%, в 2015-м – 68%, то в 2016-м – уже 66%. Эксперты объясняют это решениями по упорядочиванию пребывания мигрантов на территории России.
На снижение ксенофобских настроений, утверждают в ОП, повлияло и существенное ослабление радикальных движений. «К 2016 году практически все сколько-нибудь заметные организации праворадикалов-националистов были запрещены, а их лидеры выдавлены в эмиграцию или арестованы», – говорится в докладе.
Дальнейшей борьбе с ксенофобией, указали в ОП, мешает, в частности, неопределенность с антидискриминационным законодательством. Общественники, например, предлагают уточнить само понятие «дискриминация». Отмечают они и то, что при расследовании дел о дискриминации в России по-прежнему применяют принцип презумпции невиновности по отношению к ответчику, что создает трудности в досудебной практике и в целом противоречит мировому опыту.
А к антиэкстремистским законам у них такая претензия – отсутствие четких определений терминов – «нарушение общественной безопасности и общественного порядка», «нанесение ущерба нравственности». ОП вообще предлагает властям продолжить ужесточение этого законодательства – в части «невозможности дальнейшего участия в политической деятельности активистов запрещенных организаций и журналистов ксенофобских СМИ, что отвечает духу Международной конвенции о запрещении всех форм расовой дискриминации». Единственное условие со стороны ОП – такие поправки не должны допускать двоякого толкования.
В докладе есть и предложение установить в законе стандарты экспертной деятельности и требования к специалистам. Как утверждают в ОП, скажем, к религиоведческой экспертизе периодически привлекаются школьные учителя и инженеры. Нередки случаи участия в качестве экспертов по делам, связанным с нетрадиционными религиозными организациями, православных священников.
Силовые структуры ОП упрекнула в том, что их отдельные сотрудники при проведении разного рода проверок руководствуются этнорелигиозной принадлежностью. Например, масса жалоб поступает от граждан, которых МВД поставило на профилактический учет из-за «возможной приверженности радикальному исламу». Причины постановки на учет зачастую звучат абсурдно – «посещение ими некоторых мечетей, проведения обрядов, родственные отношения, знакомство или соседство с лицами, заподозренными в религиозном экстремизме».
Говорится в докладе и о неоднозначности ситуации со «Свидетелями Иеговы» (организация запрещена как экстремистская в 2017 году). Эксперты ОП отметили, что запрещена была конкретная организация, но не религия. А значит, «последователи этого культа могут зарегистрировать новую организацию с учетом сделанных, но неустраненных замечаний, а также образовать религиозные группы, не требующие регистрации».