Руководитель «Голоса» Лилия Шибанова укажет президенту на пробелы избирательного законодательства. Фото Сергея Карпова/ТАСС
Традиционная ежегодная встреча президента Владимира Путина с Советом по правам человека (СПЧ), по информации «НГ», намечена на 30 октября. Правозащитники уже определились с основными пунктами ее повестки и готовят по ним предложения, в том числе и законодательные. Главе государства расскажут о пробелах в избирательном законодательстве и проблемах при осуществлении гражданами своих конституционных прав на свободу собраний и совести.
В первую очередь правозащитники, конечно, собираются рассказать Путину о своих наблюдениях в ходе выборов 10 сентября. Низкая явка, малое количество наблюдателей и небольшое количество жалоб – вот так в целом они описывают происходившее на избирательных участках. Соответствующий доклад будет делать глава ассоциации «Голос» Лилия Шибанова. По ее мнению, как выяснила «НГ», общественный контроль за выборами в значительной своей части выглядел фейковым. Скажем, на участках встречались наблюдатели, которые не могли сказать сразу, какую партию они здесь представляют, без дополнительного просмотра собственных документов.
В СПЧ уже подготовлены предложения по изменению избирательного законодательства, не выходящие, впрочем, за рамки общеоппозиционной повестки. То есть речь идет об упразднении пресловутого муниципального фильтра и полной отмене статьи закона о возможности удаления наблюдателей с участков. Напомним, что сейчас эта норма изложена как бы в компромиссном варианте – мол, только по решению суда.
«Кроме того, мы хотим поднять вопрос о возможности создания избирательных блоков и введения избирательного залога», – сообщил «НГ» глава комиссии СПЧ по избирательному законодательству Илья Шаблинский. По его словам, участники встречи с президентом будут настаивать и на отмене тех положений, которые ограничивают присутствие журналистов на избирательных участках, требуя от них предварительной аккредитации.
Второй доклад СПЧ будет посвящен исполнению властями закона о митингах. Правозащитники намерены просить президента о «смягчении его репрессивности». Одна из главных их инициатив – сделать реально уведомительным порядок подачи заявок. Предлагается обязать правоохранителей вести аудио- и видеозапись задержаний, создать специальные группы разбора, чтобы полиция могла оформлять документы на задержанных на месте и потом их отпускать.
Высказать свое мнение по пробелам законодательства о публичных мероприятиях члены СПЧ планируют на примере антикоррупционных акций 26 марта и 12 июня. Как уверяют в совете, на необоснованные задержания в их ходе правозащитники получили большое количество жалоб. Член СПЧ Николай Сванидзе, кроме того, расскажет президенту о практике немотивированных отказов органов власти в осуществлении гражданами своего конституционного права на свободу собраний.
Как подчеркнул Шаблинский, «последние поправки в этот закон позволяют местным органам власти запрещать любые акции где угодно». Это все произошло потому, что чиновникам было разрешено принимать решения о создании неких резерваций, которые были названы гайд-парками, в самых удаленных и неудобных местах, куда только можно спровадить демонстрацию или митинг. А во всех остальных местах по логике закона акции можно и запрещать», – рассказал эксперт.
Среди остальных тем, готовых для дискуссии, отсутствие доступной медицины для льготных категорий граждан, незаконные мусорные свалки. Член СПЧ Андрей Бабушкин надеется, что ему дадут слово, чтобы рассказать о состоянии пенитенциарной системы стране.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева планирует обсудить на встрече с президентом состояние свободы совести на примере запрещенных в России «Свидетелей Иеговы». По ее мнению, «неправильно объявлять экстремистской организацию, которая действует в десятках других государств».
В СПЧ отмечают, что это актуальная проблема – в последнее время правоохранительные структуры активно ищут экстремистов среди какой-то одной категории верующих, но не замечают их в рядах других. Помимо сектантов давлению подвергаются и разнообразные религиозные меньшинства и даже представители традиционных конфессий. Правозащитники считают, что все-таки необходимо законодательно закреплять понятие «секта», а также, видимо, основательнее уточнять норму об оскорблении религиозных чувств.
Стоит отметить, что многие члены СПЧ уже неоднократно подчеркивали – традиционные встречи с президентом имеют скорее символический характер, поэтому поднимаемые на них проблемы в дальнейшем часто остаются без решений. Или они принимаются, как говорится, по мотивам предложений СПЧ. Можно вспомнить его многочисленные доклады о ситуации с НКО – иноагентами, результатом которых стало такое уточнение понятия «политическая деятельность», что на деле лишь осложнило работу НКО.
А в прошлом году выступление о проблемах дальнобойщиков и фермеров, напомнили «НГ» в СПЧ, глава государства и вовсе не стал дослушивать до конца. Кстати, тогда на жалобы о притеснениях правозащитников Путин высказал сомнение: мол, это же все равно что брить свинью – шерсти мало, а криков много.
«Последние четыре года я постоянно выступаю с различными предложениями, но реакция последовала лишь на одно – отменить норму об удалении наблюдателей. В Госдуму внесли поправки, что удалять можно лишь по решению суда. Так что основной эффект заключается в том, что эти встречи имеют общественный резонанс, а следовательно, поднятые на них темы опять появляются в политической повестке дня», – заявил «НГ» Шаблинский.