Все формальные процедуры в ходе единого дня голосования соблюдались показательно. Фото Дмитрия Феоктистова/ТАСС
Единый день голосования 10 сентября 2017 года отличился тремя особенностями. Это и аномально высокие результаты, которые показало большинство врио губернаторов. И в целом невысокая, но с резкими скачками по отдельным регионам явка. И, конечно, победное выступление несистемной оппозиции в целом ряде муниципальных собраний Москвы. Стоит отметить и высокую поствыборную активность главы Центризбиркома Эллы Памфиловой, которая обещает отменить выборы на участках, где их итоги вызывают много вопросов.
В Москве демократическая оппозиция празднует победу. Кандидаты, избранные при поддержке «Яблока» и экс-депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, набрали более 180 мандатов и даже получили большинство в нескольких советах депутатов. Например, свою команду почти в полном составе провел в Красносельском районе оппозиционер Илья Яшин.
Итоги кампании открывают для «Яблока» неплохие перспективы. Партия заявила, что теперь она точно сможет выдвинуть своего кандидата в мэры, ведь для преодоления муниципального фильтра необходимо собрать 110 подписей депутатов. Однако при более внимательном подсчете становится понятно, что это не совсем так. Для полностью самостоятельного выдвижения нужно иметь своих депутатов как минимум в 109 районах, а сейчас у «Яблока» они появились только в 50. «Ни «Яблоко», ни КПРФ, ни самовыдвиженцы, даже если скооперируются, не смогут преодолеть муниципальный фильтр», – заявил глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов. Как подчеркнули в комиссии, успех «Яблока» отрицательно сказался на результатах КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, число мандатов которых сократилось в сумме на треть.
При этом большинство муниципалов (более 70%) по-прежнему остаются единороссами. Это значит, что партия власти по-прежнему держит муниципальный фильтр под контролем.
Если для мэрии Москвы результаты удовлетворительные, то для президентских выборов они чреваты проблемами, заметил в беседе с «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Раз провластный электорат не пришел на муниципальные выборы, то он может проигнорировать и мартовскую кампанию.
Вопросы у экспертов вызвала и победа губернаторов-единороссов с результатом под 80–90%, который был достигнут благодаря низкой явке и зачищенному политическому полю. Так, например, под 90% набрали врио главы Мордовии, Марий Эл и Бурятии Владимир Волков, Александр Евстифеев и Алексей Цыденов. Стоит отметить, что, например, коммунисты уже высказали претензии как раз к этим трем регионам.
ЦИК РФ присматривал за ходом выборов в онлайн-режиме.
Фото агентства «Москва» |
С результатом около 80% на губернаторский пост заступают врио главы Удмуртии Александр Бречалов, врио губернатора Пермского края Максим Решетников, врио калининградского, рязанского, ярославского губернаторов Антон Алиханов, Николай Любимов и Дмитрий Миронов.
От 70% голосов и более получили исполняющий обязанности губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников, врио главы Белгородской области Евгений Савченко, а также врио губернатора Саратовской области Валерий Радаев.
Отметим, что эти результаты в Кремле обосновали «поддержкой населением президента Путина и принятых им кадровых решений», поскольку все они были приняты по его инициативе. По словам Калачева, наряду с московской кампанией, куда не пришел провластный электорат, аномально высокие проценты врио губернаторов создают для Путина неудобную ситуацию – ведь не может же главный кандидат в президенты получать меньше голосов, чем поставленные его волей губернаторы.
Так что куда более уверенно на этом общем фоне смотрятся как раз те врио, которые с показателями в 60–65% победили как бы в конкурентной борьбе. Это, например, Игорь Васильев в Кировской области, врио главы Карелии Артур Парфенчиков, врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин или томский врио Сергей Жвачкин. Их ключевые соперники благополучно получили примерно по 20% голосов, что и символизирует честную борьбу. В общем, не сравнить, скажем, с той же Мордовией, где совокупный результат оппонентов губернатора не превысил 5%.
Любопытно, что с относительно небольшим результатом ушел с выборов и врио главы Свердловской области Евгений Куйвашев, который также отличился предварительной зачисткой своего региона. Так что 62% Куйвашева эксперты связывают лишь с его невысокой популярностью.
Одним из самых активных комментаторов прошедших выборов выступает Центризбирком. Памфилова сделала целый ряд резких заявлений в адрес ряда региональных комиссий. Последствия этих заявлений проявились очень оперативно, хотя часть из них и похожа на символическую компенсацию проигравшим. Так, Белгородский облизбирком аннулировал результаты голосования на выборах губернатора на двух участках, аналогичное решение было принято и избиркомом Мордовии. Будут признаны недействительными и результаты голосования на одном из участков по выборам главы Бурятии, пообещали в местной комиссии. Правда, все эти решения на общие итоги голосования, конечно, уже не повлияют. Тем не менее вопросы по поводу честности выборов, возникшие к главе Саратова Валерию Сараеву, уже привели к его решению уйти в отставку. Любопытно, что первым об этом сообщил не он сам, а губернатор.
Ключевым показателем во всех этих историях, впрочем, будут уголовные дела – и главное, реальные приговоры в отношении фальсификаторов выборов. Пока известно о возбуждении уголовного дела по факту фальсификаций в Мордовии. А Следственный комитет проводит проверку по факту драки и вброса на саратовских участках.
В Алтайском крае продолжает вызывать подозрение аномально высокое досрочное голосование на выборах в гордуму Барнаула. Но местные избиркомовцы пока отвергают все претензии Центризбиркома. Очевидно однако, что атмосфера несколько поменялась. В Москве претензий к подсчету голосов практически не было. «Яблоко», традиционно делающее упор на многочисленные нарушения, в этот раз отметило в основном успехи – партией был преодолен 5-процентный барьер на выборах в Псковской, Московской, Сахалинской областях. Ее кандидаты победили в округах в Краснодарском крае, Подмосковье, Псковской и Вологодской областях.
По мнению Калачева, все это свидетельствует о желании федеральной власти повысить легитимность будущих президентских выборов. Поэтому, видимо, будут и уголовные дела, и прочие демонстрации непримиримости к прямым или косвенным формам фальсификации.