В ноябре 2012 года обитатели колонии № 6 ненадолго ощутили себя свободными людьми. Кадр из видео YouTube
В Челябинском облсуде уже больше двух лет рассматривается «дело о бунте» в Копейской колонии № 6 в ноябре 2012-го, в организации которого обвиняются 17 заключенных. Все это время они сидят в СИЗО – даже те, чей срок давно закончился. Как стало известно «НГ», в Москву уже направили обращение к президенту и жалобу в Совет по правам человека (СПЧ). Делегация правозащитников, кстати, летом приезжала в регион, но в ее отчете об этой истории нет ни слова.
У пятерых подсудимых, которые отрицают причастность к беспорядкам, давно истекли прежние сроки отбывания наказаний. Однако, пока идут разбирательства, их продолжают держать в СИЗО. По словам местных правозащитников, процесс затягивается намеренно, «чтобы некоторые свидетели и очевидцы вообще забыли об этих событиях».
Гражданские активисты уже составили петицию на имя президента Владимира Путина. Направлено и обращение в СПЧ с предложением обратить наконец внимание, что «судебное заседание продолжается в нарушение разумных сроков».
По словам общественников, за те два с лишним года, когда длилось следствие, следователи не допрашивали свидетелей защиты, не проводили очных ставок с теми, кто давал показания против бунтовщиков. Когда же в марте 2015-го наконец начался суд, то на нем не позволяют задавать вопросы свидетелям обвинения. Ходатайства подсудимых отклоняются, им не предоставляется возможности конфиденциального общения с адвокатами.
В письме, которое отправлено в СПЧ, говорится, что и ходатайства некоторых заключенных о переводе в колонию, где условия гораздо легче, суд отклоняет в пятый раз. Адвокаты же практически не участвуют в деле – будучи назначенными государством, они часто меняются и не проявляют на суде активности. На просьбы самих подсудимых ускорить рассмотрение дела, им отвечают, что «продолжительность судебного разбирательства обусловлена правовой и фактической сложностью уголовного дела, а также поведением участников уголовного судопроизводства».
Общественники убеждены, что на самом деле участие в беспорядках некоторых из подсудимых легко опровергается фактами того, что на момент бунта их не было в колонии. Например, Олег Локтионов находился в закрытом блоке медсанчасти после попытки суицида. Сам он полагает, что оказался на скамье подсудимых после того, как начал писать обращения и жалобы на произвол администрации. Евгений Терехин, который, кстати, должен был выйти на свободу еще в июне 2015-го, во время беспорядков находился в ШИЗО.
Любопытно, что судебные заседания неоднократно переносились именно тогда, когда в Челябинскую область приезжали с проверками члены СПЧ. В последний раз это было в конце июня 2017 года. «Когда из Москвы приехали председатель и члены СПЧ, которые были свидетелями тех событий, их вообще не пустили ни в ИК, ни в СИЗО, даже суды отменили», – говорится в письме активистов. Еще одна серьезная причина затягивания процесса – уход судьи в отпуск на полтора месяца.
Кстати, на днях СПЧ представил отчет по итогам недавней командировки в Челябинск. Правам человека в учреждениях УИС в нем посвящен небольшой абзац. Напомним, что ранее правозащитники причисляли Челябинскую область к тем регионам, где по-прежнему существуют настоящие «пыточные зоны». Однако в этот раз среди выявленных нарушений были названы скорее бытовые неудобства. Так что в своем отчете они рекомендовали «перекрасить стены в камерах в более спокойный цвет, усилить освещение и установить информационную табличку о выдаче туалетной бумаги».
По словам члена СПЧ Ильи Шаблинского, это большое упущение, что Совет никаким образом не участвует в судьбе обвиняемых по «копейскому делу». Правозащитник пообещал, что в ближайшие дни постарается разобраться в этой истории. Он предположил, что его коллеги просто не смогли в последней поездке посетить ИК № 6 – в последнее время «членов СПЧ вообще не пускают ни в какие колонии».