Фото с официальной страницы Рамзана Кадырова в социальной сети.
Рамзан Кадыров считает, что чеченское «общество осознает себя в неразрывном единстве с сильной Россией», в которой нет межрелигиозных конфликтов и побежден терроризм. Возможно, эти слова связаны не только с формальным поводом празднования республиканского Дня согласия и единения, но их можно расценивать как реакцию на подозрения в демарше Кадырова против федеральных властей в связи с проблемой мусульман Мьянмы. Ранее Кадыров обвинил журналистов в неправильном толковании его заявления о несогласии с внешнеполитической позицией России.
Вчера в Чечне отмечали День согласия и единения, учрежденный 15 лет назад первым президентом республики Ахматом Кадыровым. В связи с праздником нынешний лидер региона выпустил заявление, в котором сказано, что чеченское «общество осознало себя как полноправную и неотъемлемую часть единого и сильного государства». «Мы живем в стране, где нет конфликтов на религиозной почве, а граждане проявляют уважение к другим религиям. Мы победили терроризм, сломали хребет тем, кто хотел развала нашей огромной страны, тем, кто, прикрываясь религией, пытался уничтожить наш народ, нашу идентичность. Мы не допустим повторения ошибок прошлых лет и продолжим строить будущее в составе многонациональной и многоконфессиональной великой державы – России», – говорится также в поздравлении Кадырова.
Это обращение можно было бы счесть дежурным выступлением к празднику, если бы не контекст последних нескольких дней. Напомним, в СМИ оживленно обсуждалась видеозапись, которую чеченский лидер сделал в Instagram 3 сентября. «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления, я против позиции России, потому что у меня есть свое видение, своя позиция», – сказал он, имея в виду позицию МИД РФ в отношении проблем мусульман в Мьянме. Разговоры о расхождениях Кадырова с российской властью отозвались на самом высоком уровне. Президент Владимир Путин даже вынужден был заверить, что чеченской «фронды» нет, и призвал всех «успокоиться».
После этого последовало несколько выступлений лидера Чечни, в которых он опровергал публикации о его несогласии с «позицией России». «Мою речь исковеркали и переврали, причем сделано это было, как я считаю, целенаправленно», – записал он 5 сентября в Instagram.
Много обсуждался вопрос, почему мусульманские выступления 3 сентября в Москве, не согласованные с властями, встретили более терпимое отношение правоохранителей, чем подобные акции иных групп общества. Косвенным ответом можно считать, вероятно, высказывание о религиозной «бесконфликтности» России.
С учетом этих обстоятельств праздничное обращение к соотечественникам, наверное, можно расценивать как очередную возможность дезавуировать слова и дела последних дней и опровергнуть их толкование в конфликтном ключе.