Председатель ЦИКа Элла Памфилова считает, что власти недостаточно подробно информировали граждан о предстоящих выборах. Фото Владимира Гердо/ТАСС
В воскресенье в столице открываются избирательные участки, где будут выбирать депутатов в райсоветы. Большинству москвичей о проходящей кампании мало что известно – даже глава ЦИКа Элла Памфилова уже указала на это Мосгоризбиркому. «НГ» изучила особенности предвыборной агитации, во время которой у кандидатов есть единственная возможность зазвать горожан на выборы. Оказалось, что партии как таковые в эту схему вовлечены весьма опосредованно, основная роль лежит исключительно на кандидатах.
Специфика муниципальной кампании в нынешнем году – низкая явка, на которую власти, похоже, и сделали ставку. В результате тех немногих граждан, кто в итоге дойдет 10 сентября до участков, будут ждать гигантские бюллетени со списком фамилий в несколько десятков человек. Большинство из них избирателю, естественно, неизвестны – ведь в этом году избиркомы зарегистрировали практически всех претендентов. При этом изображений кандидатов на информстендах в помещениях для голосования не будет.
Заметно и почти полное отсутствие информации о грядущих выборах на дверях подъездов. Собеседники «НГ» из целого ряда районов сообщили, что даже информационные листы с адресами комиссий сейчас редкость. Этот факт официально подтвердила и Памфилова, раскритиковав за недостаточную информированность избирателей главу Мосгоризбиркома Валентина Горбунова. Такой информационный вакуум, впрочем, создал большие возможности для активных партийцев, которым казалось бы, как раз сейчас самое время агитировать за себя избирателей.
Наиболее активно пропагандируют именно партийный бренд кандидаты от «Единой России». Партия достаточно активна в распространении своих агитматериалов. И в отличие от прошлых выборов партпринадлежность не прячется, а выставляется напоказ. Агитки ЕР, с которыми ознакомился корреспондент «НГ», созданы достаточно креативно. Например, это могут быть сборники рецептов по принципу: пять рецептов – пять кандидатов, либо пазлы с лицами кандидатов – мол, «собери команду». Отметим, что большинство округов пятимандатные, то есть избирателю предстоит поставить сразу пять галочек.
Никакого конкретного послания к избирателям у ЕР, правда, нет – чаще всего в агитматериалах значатся лишь фамилии и места работы кандидатов. Отчасти это понятно – ведь обратная связь от широких масс в этот раз особенно не нужна. Агитация сделана для «своих» – чтобы те, кто точно придет на выборы и поддержит партию власти, запомнили нужные пять имен.
И хотя брошенная в почтовый ящик листовка со списком неизвестных фамилий политических дивидендов не принесет, но и не в этом цель: эти бумажки раздают бюджетникам, коммунальщикам и подопечным центров соцобслуживания, которые на выборах точно проголосуют, рассказал «НГ» замглавы Совета депутатов Войковского района Александр Закондырин.
Летом москвичи узнавали о будущих
выборах только от партийных агитаторов. Фото Алексея Горбачева |
Вторая партия, которая активнее всего позиционирует себя на московских выборах, – это КПРФ. Конкретных общеполитических лозунгов в повестке кандидатов, как правило, нет. Хотя все зависит от района – например, в Красносельском, где активно ведет кампанию команда оппозиционера Ильи Яшина, коммунисты выступают с жесткими лозунгами против городской власти. В других районах, как правило, речь о чисто местной повестке, иногда с «красным» оттенком – типа «всю власть районным советам!». Кандидат в муниципальные депутаты от КПРФ Андрей Клюкин убежден, что, помимо ЕР, только коммунисты получат преимущество, поскольку их электорат дисциплинированно ходит на выборы. Клюкин пояснил, что хотя и участвует в кампании под красными знаменами, но больший упор делает на то, что он гражданский активист: «Избирать местных депутатов нужно независимо от партийности».
Достаточно активны на местных выборах и кандидаты от «Яблока» – совместно с экс-депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым партии удалось мобилизовать на выборы около тысячи человек. В итоге команды под партийными знаменами выдвинулись почти во всех московских районах. Они выходят к людям под лозунгом «1000 демократов объединились и вместе идут на выборы». О «Яблоке» как партии в типовой агитации немного. Там речь в основном об общедемократических переменах в городе, нет даже заточки под конкретный район. То есть толк от таких листовок будет только для чисто демократического электората, готового поддержать любого кандидата именно от либеральной партии.
Кстати, яблочники, имеющие прямое отношение к партии, а не пришедшие через проект Гудкова, пытаются вывести кампанию и на федеральный уровень. Например, через листовки об окончании войны в Сирии. Раздающий такую агитацию кандидат-яблочник Даниил Агневский в беседе с «НГ» пояснил, что реакции в основном две – либо интерес и стремление идти на контакт, либо полное безразличие. «Люди так устали от бесконечных обещаний других политиков, что многие уже просто не верят в то, что что-то можно изменить. Понимания важности выборов среди многих людей, хотя далеко и не всех, я, честно говоря, не вижу. И это очень удручает».
Агитационные кубы ЛДПР в Москве также присутствуют – с традиционными для партии слоганами. «Помогали, помогаем, будем помогать!» – гласит лозунг на кубе у кандидата Антона Умникова, замеченного у метро «Сокол». Но результаты ЛДПР на грядущих выборах не очевидны, ведь ее основной электорат – это молодежь, которая на выборы не ходит. В партии это понимают – и сегодня горожан, скажем, зазывают на приезд «автопоезда» ЛДПР. Для взрослых будут спортивные развлечения и выступления звезд эстрады.
Агитации «Справедливой России», на взгляд живущих в Москве корреспондентов «НГ», в городе совсем немного. Хотя где-то она наверняка есть – ведь партия выдвинула 700 кандидатов. Самый известный из муниципальных эсэров – Илья Свиридов – кампанию в Таганском районе ведет с размахом – в организованном им митинге даже принял участие лидер СР Сергей Миронов. Хотя в целом создается ощущение, что московские выборы для партии приоритетом не являются. А в некоторых районах партия и вовсе отказалась выдвигать довольно раскрученных среди жителей депутатов, как, например, Дарью Сорокину из Братеева.
ПАРНАС же мобилизацию актива на столичные выборы осуществить не смог. Источники «НГ» пояснили, что выдвинулось лишь около 50 человек, а это значит, что донести повестку до широкого круга граждан не получится.
Хотя в некоторых районах несистемным оппозиционерам все же удалось сформировать компактные команды из кандидатов, весьма активно проявивших себя в прямом общении с жителями. Например, успешной многие считают построенную по принципу «от двери к двери» агитацию команды из «Солидарности» во главе с Яшиным. По прогнозам экспертов, он и может оказаться одним из немногих оппозиционеров, которые в итоге попадут в райсоветы.
По принципам команды и локальной активизации действует и ряд других политструктур. Как пояснил «НГ» тот же Закондырин, возглавляющий партию «Альянс Зеленых», его коллеги в сотрудничестве с независимыми кандидатами ведут полевую кампанию в целом ряде районов столицы: «Таким образом, мы ищем максимальные возможности для информирования граждан о грядущих выборах. Проводим встречи, распространяем газеты, кубы – ведь власти о дне голосования не информируют». По словам Закондырина, небольшая роль партий как таковых во время этой кампании объясняется просто: «Выбирают-то не партию, а конкретных людей. В огромном бюллетене написанное мелким шрифтом название разглядят не все. Так что сейчас важны только имена и лица».
Напомним, что на муниципальные выборы, как утверждает телеканал «Дождь», собирался идти голосовать и Владимир Путин. Правда, пока пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что не располагает об этом точной информацией.